Потерю дочери артист считает главной утратой в жизни
18 декабря отмечает 70-летний юбилей народный артист РФ Алексей ШЕЙНИН. Зрители знают его по ролям адвоката Тарасова в фильме «На углу, у Патриарших», врача Сергея Львовича в сериале «Райские яблочки» и десяткам других работ на сцене и на экране. Алексея Игоревича - педагога ГИТИСа и актера Театра им. Ермоловой - можно по праву назвать баловнем судьбы. Первая жена, красавица актриса Нелли ПШЕННАЯ, родила ему дочь Евгению. Вторая супруга - очаровательная француженка Анни, с которой Алексей Игоревич в браке вот уже 25 лет. Но были в биографии юбиляра и трагические страницы.
На стенах уютной московской квартиры Алексея Шейнина висят фотографии дорогих ему людей - мамы, отца, детей, внуков, супруги Анни и студентов ГИТИСа.
- Алексей Игоревич, в чем секрет вашей потрясающей формы?
- Утром чередую холодный и горячий душ - это и есть весь мой секрет.
- Расскажите о ваших корнях.
- Папа у меня, как принято сейчас говорить, израильтянин. В Великую Отечественную воевал на бронепоезде, дошел до Берлина. Маршал Жуков жал ему руку, когда он стоял в оцеплении у Бранденбургских ворот. Сейчас есть тенденция историю перекраивать. Вот и русский мальчик в бундестаге извинился за якобы советскую агрессию. Фильмы стали снимать, где показывают, как русские солдаты насилуют немок. Может, такое и было, но папа вспоминал другое. Как они с другом-командиром пригласили в Польше девушек на свидание и начали приставать. А одна давай кричать на немецком, что еще девственница. Папа не знал немецкого и подумал, что она больна, и не тронул… После войны отец работал военным комендантом Ленинградского вокзала, потом перешел в НИИЖТ. Мама родом с Украины, окончила юрфак Ленинградского университета.
Сладко-шоколадный
- Какую вы веру исповедуете: иудаизм или православие?
- Когда я был маленьким, родители уехали в отпуск, а меня оставили еврейским дедушке с бабушкой. Те сделали мне обрезание. Но тут в воспитание вмешались бабушка с дедушкой со стороны мамы, которые окрестили меня в православном храме.
- Как отнеслись родители к выбору вами профессии?
- Как к трагедии. Мне было 16, когда я сообщил родителям: «Буду актером». Я не мог поступить в театральный институт, так как надо было еще год доучиться в школе, чтобы получить аттестат. В 19 окончил студию при Ленинградском ТЮЗе и устроился в ленинградский Театр комедии имени Н. П. Акимова, где играл Дон Жуана с 60-летними партнершами.
В 1970-м приехал в Москву. Поскольку внешность у меня была сладко-шоколадная, то я решил ловить главных режиссеров после спектаклей. Им я врал, что всю жизнь мечтал играть только в их театре. Так получилось, что в один день сразу три мэтра назначили мне просмотры и везде утвердили. Я выбрал Театр им. Ермоловой, так как был очарован режиссером Владимиром Андреевым. Параллельно я заочно окончил режиссерский факультет Ленинградского института культуры. Чтобы не забрали в армию, учился лет восемь.
- И на вас, «шоколадного», обратила внимание одна из первых красавиц Москвы - Нелли Пшенная…
- У меня до Нелли была невеста - украинская актриса Ира Терещенко, которую зрители помнят по фильмам «Рожденная революцией» и «Десять негритят». А расстались с Ирой мы так. Я попал в больницу, температура под 40 две недели, взяли даже пункцию, чтобы понять, в чем дело. Я узнал, что Ирина приехала из Киева в Москву на съезд кинематографистов. Но ко мне в палату невеста с горшочком жаркого из ресторана пришла только на второй день. Выгнал, даже разговаривать не стал. У Иры случился нервный срыв, и она тоже попала в больницу.
- И в вашей жизни появилась другая.
- Нелли Пшенная и сейчас красавица, а тогда от нее глаз было не оторвать. Хотя родители у нее из деревни, она так ходила по улице Горького, что складывалось впечатление, что в ней течет голубая кровь. Однажды вечером, после репетиции, она говорит: «Когда вы возьмете у меня номер телефона?» Я ответил: «А зачем?» Она очень удивилась. С этого момента и начался у нас роман, который перерос в семилетний брак.
- Почему вы расстались? Пшенная так и осталась одинокой.
- Разве можно после меня выйти замуж? Я легкий человек, со мной несложно жить, если прощать маленькие слабости. Другого такого не найти. Но так случилось, что Нелли влюбилась в моего друга - актера Юрия Демича из БДТ. Я дал жене три дня на раздумья. Это сейчас я бы ее простил, а тогда в 33 многого еще не осознал. Хотя не был святым и сам ей изменял… Нелли - родной мне человек Я ей всю жизнь помогаю. Недавно дал деньги на операцию на глазах.
Нашу дочь Женю я ни на день не забывал, постоянно поддерживал. Два года назад она ушла из жизни от онкологического заболевания, дочь была для меня самой любимой женщиной в мире. До сих пор не знаю, как выжил после ее смерти…
Нелли замуж не вышла, посвятила себя дочери, а сейчас внучкам. У нее главная роль - бабушка, хотя она замечательная актриса. Старшая внучка Полина прошла отбор в школу журналистики при МГУ. Красавица выросла, я ею горжусь. Младшая, Настя, артисткой станет, отговорить не получится.
- А как вы отнеслись к тому, что Нелли оголила грудь в фильме о Распутине?
- Это было до нашего брака. Насколько я знаю, в «Агонии» не ее грудь. У нее ее просто не было тогда - две висюльки. Нелли отказалась от этой сцены, в картине грудь дублерши.
Выучил язык ради тещи
- После развода вы не сразу женились. Говорят, у вас был роман с Ириной Виторган.
- Я не могу назвать наши с Ириной отношения романом.
- И вот в вашей жизни появилась Анни…
- Жена - дважды чемпионка Франции по конкуру. На момент нашего знакомства у меня было жуткое состояние души, еще и гипертонический криз. Анни сначала занялась моим здоровьем, а потом и сердцем. Ради меня супруга стала работать по контракту во французском посольстве в Москве. Первое время мы общались на английском, потом Анни выучила русский. Я тоже выучил французский, чтобы с тещей как-то общаться. Мы 25 лет вместе, у нас вырос сын Андрей, который учится в Париже в архитектурном институте. Сейчас у Анни пока есть вид на жительство, она ждет российское гражданство. Я ее спросил, зачем оно тебе, а жена ответила: «Хочу хоть раз проголосовать за Путина».
- Вы несколько лет играли на французской театральной сцене.
- Два года я там прожил и вернулся. Своей театральной школы во Франции нет, но есть талантливые актеры.
- С кем-нибудь подружились?
- С Анни Жирардо. Помню, принес пьесу, которую мы с женой перевели на французский. Я хотел играть с ней, но она сказала: «Я не запомню текст». Всю жизнь Жирардо играла моноспектакли с диктофоном. Жаловалась, что дочка и внучка приезжают, чтобы тянуть из нее деньги, а у нее их уже нет.
- А с Жераром Депардье знакомы?
- Депардье я не люблю. Сначала взял российское гражданство, чтобы уйти от налогов, а потом в прессе сделал о нас нелестные заявления.
- Почему вы вернулись на родину?
- Думать и чувствовать, как француз, я не мог. Поздно уехал, когда уже стукнуло 45. Понял, что такое ностальгия и почему Володя Высоцкий тоже там не смог остаться.
- В спектакле «Александр III» вы играете царя. А что вы думаете о фильме «Матильда»?
- Александр III - тот царь, который стоит того, чтобы стать святым, но никак не Николай II. Я смотрел «Матильду», и мне показалось, что картина слабая. Николай II никогда не был толстым, не падал в обморок при коронации, как это показано в фильме.
- Вы ведете курс в ГИТИСе и в Институте современного искусства. Талантливые актеры растут?
- Я стараюсь отучить их от звездности. Но помню случай, когда мне позвонила худрук МХАТа Татьяна Доронина, которая сразу пятерых моих выпускников взяла в штат. Услышав слова благодарности, ответил: «Я так счастлив, я вас люблю с детства». В трубке молчание, дальше вопрос: «С какого детства?» - и последовали гудки.
- Поздравляем с юбилеем и ждем новых встреч на сцене и на экране.
- Спасибо. Скоро выходит сериал «Гроздья винограда», где я играю мудрого казака на пару с Владимиром Гостюхиным. Это история о том, как, начиная со Сталина и до Горбачева, вырубали наши виноградники.