Как и почему россияне выступали на Олимпиадах без флага
Во вторник, 12 декабря, на олимпийском собрании окончательно решится, кто из российских спортсменов поедет в Пхенчхан под нейтральным флагом, а кто нет. Мнения по этому поводу резко разделились — многие высокопоставленные чиновники, тренеры и спортсмены выступили за бойкот Олимпиады. При этом президент страны Владимир Путин объявил, что власти не собираются препятствовать выступлению россиян на Играх в Корее.
Отсутствие российского флага на Играх многие воспринимают как унижение отечественного спорта, однако стоит вспомнить, что еще не так давно, 25 лет назад, наша команда так же в полном составе сражалась не под своими цветами, а под белым флагом с олимпийскими кольцами. При этом те Игры стали одними из самых успешных в истории нашей сборной, и отсутствие флага никого не смущало, ведь весь мир и без национальной символики прекрасно знал, что это за спортсмены.
Игры в Альбервиле
В 1992 году состоялись сразу две Олимпиады — зимняя и летняя. Зимние Игры в феврале принял французский городок Альбервиль. При этом судьба нашей команды, прямо как и сейчас, была неясна до последнего. СССР официально больше не существовало, поэтому каждая страна должна была создать собственный олимпийский комитет и получить аккредитацию МОК. Однако успеть сделать это до Игр в Альбервиле было уже невозможно.
В связи с этим выступать под национальными флагами сборным бывшего Советского Союза запретили. Но небольшую поблажку нам все-таки сделали: МОК разрешил шести сборным — России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Украины и Узбекистана — образовать так называемую «Объединенную команду». Выступала эта команда под олимпийским флагом, но отдельно от других спортсменов с нейтральной символикой, например, от сборной Югославии, которую не пустили в Альбервиль под национальными знаменами из-за санкций ООН.
Если обычно спортсмены под нейтральным флагом сражаются только за себя, то у Объединенной команды в Альбервиле была и собственная строчка в медальном зачете. Так что нашим олимпийцам было, за что сражаться. Конечно, выйти на церемонию открытия сборной пришлось с белым знаменем олимпийского движения, зато у каждого спортсмена в руках был флажок его страны, и МОК в отличие от нынешней ситуации не запрещала открыто демонстрировать свою национальную принадлежность.
Тогда в Альбервиле благодаря блестящему выступлению лыжников, фигуристов, биатлонистов и хоккеистов наша сборная заняла второе место, уступив только немцам. При этом официальное название «Объединенная команда» звучало редко — зарубежные комментаторы и корреспонденты называли нас либо «русскими», либо «сборной СНГ».
Игры в Барселоне
На летних Играх в Испании в июле 1992 года Объединенная команда расширилась еще на шесть стран — к нам присоединились Азербайджан, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Туркмения. Правда, объединение с другими сборными наряду с очевидными плюсами имело и отрицательные стороны.
Так, в некоторых видах спорта в угоду другим странам СНГ России приходилось уступать места спортсменам, которые были явно слабее россиян. Например, тренер сборной Украины по художественной гимнастике Ирина Дерюгина заставила уступить места в команде киевлянкам Оксане Скалдиной и Александре Тимошенко. Из-за этого места в основе сборной лишилась гораздо более сильная россиянка Оксана Костина, семь раз выигрывавшая чемпионат мира.
Изменилась на играх в Барселоне и ситуация с флагом и гимном. В общей таблице напротив Объединенной команды по-прежнему красовался нейтральный флаг, он же вздымался в небо при попадании наших в медали в командных видах спорта. А вот в случае победы спортсмена из СНГ в личном зачете на церемонии награждения поднимали флаг его страны и игрался национальный гимн, а не гимн олимпийского движения.
Такой раскол внутри сборной был только на руку нашим главным конкурентам — американцам. Во многих видах спорта из-за внутренних противоречий мы недополучили медалей, но даже несмотря на это наша команда заняла первое место в общем зачете, причем с большим отрывом. На счету Объединенной команды было 112 медалей, из которых 45 — высшей пробы.