Задолго до появления на отечественных экранах жестоких боевиков и милицейских разборок 90-х и 00-х советские зрители с замиранием сердца смотрели многосерийную ленту «Противостояние» с Олегом Басилашвили. Сейчас, в век ремейков, люди охотно вспоминают ту самую версию 1985 года, которая и сегодня может пробрать до мурашек.
Перед московской Олимпиадой в северном городе Нардыне недалеко от аэропорта в завязанном мешке был обнаружен расчлененный труп. Жертвой оказался старатель с золотых приисков, пропавший несколько месяцев назад. За расследование громкого дела берется оперуполномоченный по особо важным делам полковник милиции Костенко (Олег Басилашвили). Его цель — таксист Григорией Миленко, оказавшийся во время войны добровольно перешедшим на сторону нацистов Николаем Кротовым (Андрей Болтнев).
Разумеется, «Противостояние» не было первым «милицейским» фильмом в СССР. За несколько лет до этой ленты вышла культовая картина «Место встречи изменить нельзя». Так почему же эта новинка произвела такой эффект?
На самом деле разгадка очень простая, и кроется в самом сюжете «Противостояния». Да, лента «Место встречи изменить нельзя» стала культовой и даже образцовой (многие считают, что «Ликвидация» успешно повторяет историю с Жегловым и Шараповым – прим. ред.), однако в ней была и комедия, и дух романтизма, и противопоставление между главными героями, чтобы создать напряжение на фоне основной сюжетной линии.
У Костенко же нет своего Шарапова, и нет здесь места тому смеху, который пробирал как актеров фильма «Место встречи изменить нельзя», так и его зрителей. Кроме того, «Противостояние» 1985 года отдает документалистикой. Над ним работал режиссер Семен Аранович, который любил этот жанр и постарался сделать такое художественное кино, которое бы напоминало докуфильм. Тем более что сценарий Юлиана Семенова стал идеальным материалом для подобной задумки. Так в «Противостоянии» появились «невылизанные» кадры, немного дерганный монтаж и так далее.
Очень хорош на своем месте оказался и Басилашвили. В «Противостоянии» он полная противоположность Жеглова из «Место встречи изменить нельзя». Сухой, прямолинейный, четко ставящий перед собой цель поймать предателя (и это после 40 лет с конца ВОВ – прим. ред.), полковник милиции Костенко как ищейка идет по следам своего врага.
Но и антагонист в ленте хорош. Андрей Болтнев сыграл настоящее чудовище, эдакого оборотня, который приспосабливается к текущим условиям и без зазрения совести разделывается с теми, кто мешает.
В общем, неудивительно, что фильм до сих пор имеет поклонников. И что в век ремейков современные киноделы решили переснять «Противостояние», но на этот раз с Владимиром Вдовиченковым и Алексеем Гуськов. Как это часто бывает, нет единого мнения на тему того, нужно ли вообще прикасаться к подобным шедеврам и пытаться на них взглянуть по-новому.
Кто-то вовсе считает, что оригинальное «Противостояние» уже никто и не помнит, так что ремейк как раз придется всем ко двору. Впрочем, тут у некоторых интернет-пользователей есть возражения:
«Ну как это мало знают зрители?? Ну что вы. Это просто вы жили в другое время, простите. Улицы вымирали, когда шло «Противостояние». Это из этого ряда. Я вот его из детства наизусть знаю».
А знали ли вы?
Фильм «Противостояние» основан на реальных событиях. В 60-х в Магадане таксист убил и ограбил старателя, пустившись после этого в бега. Разумеется, Семенов в своем произведении изменил имена действующих лиц и названия населенных пунктов, однако сама история напоминает то самое нашумевшее уголовное дело. Разница еще и в том, что Юлиан Семенович добавил вымышленную линию предателя и диверсанта Кротова.
Источник фото: кадр из фильма «Противостояние»,Коллаж: Globa Look Press/Bulkin Sergey и Global Look Press/Vadim Tarakanov