Чем неизвестный вор вдохновлял Леонида Утесова, Аркадия Северного и многочисленных авторов и исполнителей песен блатного жанра?
«Гоп со смыком – это буду я, я! Вы, друзья, послушайте меня: ремеслом избрал я кражу, из тюрьмы я не вылажу, исправдом скучает без меня», - пел почти век назад Леонид Утесов. Наряду с «Муркой» эта песня относится к классике блатного жанра. Но если о судьбе настоящей «Мурки» - Маруси Климовой, хоть и частично, но все же известно, то ответить на вопрос, кем был загадочный «Гоп со смыком» намного сложнее. А пока историки спорят, некоторые вообще думают, что речь идет о двух людях - Гопе и Смыке!
Жил-был на Подоле…
Про «Гопа со смыком» пели советские беспризорники в 20-30-х годах, в разных вариантах песня звучала в самых разных частях страны, от Черноморского побережья до Дальнего Востока. Про приключения ее отчаянного героя пели в лагерях, на пересылках, в тюрьмах, на концертах, она записана на старых виниловых грампластинках, на «костях» - сделанных из рентгеновских снимков самопальных дисках, на аудиокассетах.
Когда песня появилась впервые и кто был ее автором – на этот вопрос однозначно ответить никто не может. Как говорится, музыка и слова – народные. Некоторые считают, что ее в начале 30-х годов сочинил поэт Борис Тимофеев, которому также приписывается авторство другой знаменитой блатной песни – «С одесского кичмана». Но большинство историков сходится во мнении, что она родилась значительно раньше. Сохранились сведения о «киевском» и «сибирском» вариантах «Гопа со смыком», датирующиеся серединой 20-х. А русский писатель Борис Солоневич в своих мемуарах писал, что слышал строчки про Гопа еще во времена Гражданской войны.
Ремеслом избрал я кражу…
Что мы знаем о «Гопе со смыком»? Да практически ничего, кроме того, что жил он на Подоле (то есть в Киеве), не вылезал из тюрем, имел множество врагов, любил выпить, мастерски играл в карты, не боялся, как пелось в другой знаменитой песне, ни бога, ни черта, прошел через ряд самых невероятных приключений и всегда выходил сухим из воды. Биография типичного вора в законе.
Версий, про кого на самом деле написана эта песня, множество. Некоторые историки утверждают, что речь может идти о некоем одесском скрипаче («смык» – так в Одессе называли смычок), воре-домушнике, который ходил по богатым свадьбам и под шумок обчищал дома. Есть даже мнение, что у героя песни был реальный прототип из шайки легендарного Мишки-Япончика.
По другой версии, корни происхождения выражения «гоп со смыком» надо искать в уголовном жаргоне и произошло оно от «гоп-стопа» – неожиданного уличного грабежа, во время которого жертва берется на испуг. Так, согласно словарю Владимира Даля, «гоп» - это скачок или удар, а «смык» – синоним слова «шмыг», появилось оно от глагола «смыкнуть», или «шмыгнуть», - быстро исчезнуть.
Известный российский фольклорист Сергей Неклюдов придерживается мнения, что «Гоп со смыком» - это, попросту, взломщик со своим инструментом.
Но в любом случае, речь идет об одном персонаже. Смык – это точно не человек.
Заложу я руки в брюки…
Песню про «Гопа со смыком» Леонид Утесов включил в программу своего джаз-бэнда и исполнял на концертах вместе с «Одесским кичманом» и другими хитами, записал он ее и на пластинку, которая вышла в 1932 году. Многим песня знакома в исполнении Аркадия Северного. Последний также очень серьезно интересовался тем, что же значит на самом деле выражение «Гоп со смыком». Северный как раз был приверженцем «одесской» версии про скрипача-домушника.
Но вот кто был автором хита – Северному также выяснить не удалось. Да и сможет ли кто сегодня раскрыть тайну происхождения песни и ее героя – неизвестно. Некоторые исследователи считают, что это вообще переделка старой блатной песни, появившейся еще до революции и дошедшей до нас под названием «Я родился быть фартовым» - ее герой также родом с Подола, и его приключения и жизненные перипетии очень напоминают гоповские.
Что интересно, в некоторых поздних вариантах песни «Гоп со смыком» его киевское происхождение превращается в… ленинградское. А в других переложениях он и вовсе родился неизвестно где – «под забором», а крестили его черти. Есть гипотеза, что к словам приложили руку бывшие семинаристы или кто-то из низших духовных чинов, впоследствии связавшихся с криминалом, – больно много в песне богохульства, причем с явным знанием темы и богословия.
В рай все воры попадают…
За почти столетнюю (а может, и более чем столетнюю) историю своего существования знаменитая песня множество раз переделывалась и дописывалась. «Гоп со смыком» побывал в Раю (где продолжил заниматься своим ремеслом), в Аду (там он устроил дебош из-за отсутствия водки) и на Луне, встретился с Иудой (в одном из вариантов еще и обчистил его карманы), грешил с Марией Магдалиной, искал жену (или, наоборот, сбегал от нее), воскресал из мертвых, возвращаясь домой с полными карманами...
В некоторых вариантах песня превратилась в настоящую балладу с более чем сотней куплетов. Если собрать по кусочкам общую биографию «Гопа», то получится абсолютно легендарный персонаж. Впрочем, сама песня давно уже легенда.