Кельтские друиды украшали ёлку внутренностями людей и животных
На днях в России отметили день рождения Деда Мороза. И хотя праздник придуман только в 2005 году и весьма условен, есть логика его «назначения» именно в этот день: по многолетним наблюдениям, 18 ноября на 60-й параллели, где расположена резиденция Деда Мороза в Великом Устюге на Вологодщине, наступает русская зима.
Внеся уточнение в «метрику» Деда Мороза, мы восстановили справедливость, потому как у заграничного Санта-Клауса (он же Святы Миколаус, Святой Николас, Синтер-Клаас) «днюха» имелась, а у нашего не было. Для тех, кто не знает или забыл, католики День памяти святого Николая отмечают 6 декабря по григорианскому календарю (у нас эта дата приходится на 19 декабря и известна как «Никола Зимний»).
В биографии же нашего Деда Мороза вообще много белых пятен. Тем более, не такой уж он на поверку и душка. Самое время приглядеться к нему внимательнее и в преддверии Нового года изучить его «Личное дело».
Происхождение: сын пастушьего бога Велеса и богини смерти Мары.
Имя при рождении: Трескун, Студенец, Зимник, Карачун. Вариант «Мороз» созвучен с индоевропейским «смерть» - «мор», «мар».
Каноническая внешность: низенький старичок с длинной седой бородой.
Один из предков: Великий старец Севера - кельтский злобный божок, который заходил в людские жилища с большим мешком. Не раздавать подарки, а забирать то, что ему причиталось, но почему-то не было принесено в жертву. В группу риска попадали дети - мог утащить с собой парочку в счет уплаты недоимок. После его визита обитателей дома часто находили мертвыми.
Характер: эволюционировал от сурового и злобного до справедливого и щедрого. В XIX веке ребятишки боялись, что вздорный старик накажет их за баловство и как минимум оставит без подарков. Взрослых Дед Мороз карал не только за плохие поступки, но и за унылое настроение, по его приказу метели и бури заметали целые деревни, загоняли несчастных людей на тонкий лед. Однако, несмотря на сложность натуры, старик-волшебник не был исчадием ада. В одной из русских народных сказок случайно уничтожил запасы еды у крестьянина и, когда тот пошел в лес в надежде чем-нибудь разжиться, принял его в ледяном тереме, одел, обул, презентовал скатерть-самобранку и на волшебных санях отправил домой.
Род занятий: бродяжничество. Ходил по лесам-полям, ударом посоха замораживал ручьи и реки. Мог в сердцах тюкнуть по избе, и тогда вековые срубы шли трещинами.
Реабилитация: писатель Владимир Одоевский в сказке «Мороз Иванович», появившейся в 1841 году, первым представил зимнего волшебника не карающим лесным монстром, а мудрым и справедливым волшебником. Девочку-Рукодельницу он одарил горстью серебряных пятачков и брильянтиком, а Ленивице сосульку вместо серебряного слитка вручил. Добрый.
Группа сопровождения: Снегурочка. Откуда у старика взялась молоденькая спутница, толкуют всякое. Одна из версий такова. В стародавние времена, чтобы умилостивить повелителя стужи, в жертву ему приносили юных девушек. Выбирали их по жребию, отводили в лес, раздевали и в мороз привязывали к дереву. Наутро шли проверять, умерла ли несчастная. Если жизнь в девушке еще теплилась, ее отогревали, но это означало, что жертва не принята. И тогда той же участи подвергалась другая приговоренная. Сюжетные аналогии с этим обычаем мы видим в сказке «Морозко», где суровый Дедушка поизмывался над коченеющей Настенькой: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Режиссер Александр Роу представил нам лайт-версию: в оригинальной сказке лентяйка и грубиянка Марфушенька-душенька, посланная матушкой к Деду Морозу за подарками, замерзла-таки в лесу. Возможно, обычай приносить в жертву Морозке невинных девушек отразился в фольклоре в лице ожившей каким-то чудесным образом Снегурочки. Тем более, вопрос о родителях «внученьки» по-прежнему остается открытым.
Ближайший родственник: финский Йоулупукки, живущий в Лапландии, который, набросив на плечи звериную шкуру, разъезжает по своим делам верхом на козле. В переводе со старого скандинавского наречия Йоулупукки означает «йольский козел». Йоль - кельтский праздник, отмечаемый в день зимнего солнцеворота. В стародавние времена Йоулупукки имел обыкновение заглядывать непрошеным гостем в дома, и снова доставалось нашкодившим ребятишкам: варил их живьем в огромном котле. Христианству не удалось полностью вытеснить древние обычаи: вывернутые наизнанку тулупы и козлиные маски, в которых люди ходили по домам во время колядок, - отголосок дремучих времен.
Пару веков назад Дед Мороз выглядел куда серьезнее, да что уж там - кошмарнее знакомого нам ласкового бородача. Неудивительно, что дети не только любили его, но и откровенно боялись. До наших дней дошли жуткие фотокарточки XIX - XX веков. В то суровое время была распространена клаусофобия - патологическая боязнь Деда Мороза. Глядя на зловещие изображения, понимаешь причины этого страха:
Елочка и смерть
Традиция наряжать елку на Новый год перекликается, как ни странно, с печальным обычаем украшать гробы еловыми ветками и использовать их для погребальных венков. Корни этого явления уходят в те времена, когда лесная красавица считалась обитищем лесного духа, добиться расположения которого можно было только кровавыми жертвоприношениями, совершаемыми 21 декабря - в день зимнего солнцестояния. Божество изображали в виде бородатого старца с посохом, булавой или косой в руках. Чтобы снискать его благорасположение, кельтские друиды практиковали ритуальные убийства людей и животных, кишки и внутренние органы которых развешивали на еловых ветвях. Впоследствии на смену кровавым дарам пришли фрукты и куски хлеба.