Зрители, обожавшие «Белое солнце пустыни», недоумевали, куда пропал их любимый актер, да и многие коллеги были уверены, что он уже давно умер
В последние годы о Николае Годовикове, в которого после выхода «Белого солнца пустыни» влюбились миллионы зрительниц, было известно мало. Роль красноармейца Петрухи стала его звездной – и единственной главной. В 1969 году, когда картина с огромным успехом вышла на экраны, зрители были уверены: у молодого актера все еще впереди – и новые главные роли, и слава. Вместо этого его ждали места не столь отдаленные.
Госпожа Удача
Когда Годовиков снялся в картине у Владимира Мотыля, ему было всего 19 лет. Ах, как рыдали и юные девушки, и вполне взрослые женщины над сценой, в которой погибает его герой – обаятельный и простодушный красноармеец Петруха! Многие зрители не могли простить режиссеру, что он так жестоко расправился с их любимым героем.
На эту роль пробовался Савелий Крамаров, но Владимир Мотыль утвердил Годовикова. На молодого актера режиссер положил глаз благодаря фильму «Республика ШКИД», в котором Николай сыграл юного беспризорника. Узнав, что на «Ленфильме» объявили пробы к фильму, учившийся тогда в техникуме Коля решил вместе с другом сходить на них – и прошел. Вживаться в ту роль, ставшую для него дебютной, ему было несложно – юный актер в детстве был предоставлен сам себе, родители им не занимались, мальчик тусовался с дворовой компанией и прекрасно знал, что такое законы улицы. В семь лет попробовал курить, немногим позже узнал вкус выпивки.
Рассказывали, что свой первый противоправный поступок Годовиков совершил в самом юном возрасте – попытался стащить в магазине пачку лотерейных билетов. Его поймали, поставили на учет в детскую комнату милиции, но пожалели – до наказания дело не дошло. Впоследствии дворовое детство и неблагополучные друзья-приятели сыграют в его судьбе решающую роль.
Кстати: Изначально фильм назывался «Пустыня», потом - «Спасти гарем». Рассказывали, что название «Белое солнце пустыни» стало результатом «мозгового штурма», который Мотыль устроил уже на съемках. «Подогревали» мозги креативщики двумя бутылками коньяка.
Молодой актер оказался не единственным «шкидовцем», попавшим на картину к Мотылю – в «Республике…» также снимался Павел Луспекаев. Несмотря на разницу в возрасте, актеры подружились. Павел Борисович просил называть его исключительно «дядей Пашей» и опекал своего юного друга, как товарищ Сухов – Петьку. А тот относился к своему старшему товарищу почти как сын. Впоследствии Годовиков вспоминал, что для него, мальчишки, в Павле Луспекаеве было собрано самое лучшее.
Солдат вернется
В полной мере насладиться успехом Николаю не удалось – когда фильм вышел на экраны, он служил в армии. Попросился туда сам. Ходили слухи, что таким образом он хотел избежать тюрьмы – друзья Годовикова утащили часть реквизита киношников на съемках «Белого солнца». Актерская фортуна оказалась вроде щедра к молодому исполнителю – но поманила и обманула. Во время службы ему не раз присылали приглашения сниматься – в том числе и на очень завидные роли. Но об этом Годовиков узнал только в момент дембеля. Начальник штаба отдал ему внушительную стопку писем и процедил сквозь зубы: «На, артист!»
В его фильмографии периода 70-х – всего четыре фильма, каждому из которых было далеко до «Белого солнца пустыни», и ни одной заметной роли. На «гражданке» Годовиков женился на девушке старше себя. Чтобы заработать на жизнь, брался за неквалифицированную работу, подрабатывал грузчиком, разгружал вагоны… Идеальным супругом он не был – да и молод еще был. У него родилась дочь Мария, но брак оказался недолгим – через три года молодые супруги развелись. А спустя немного времени с Николаем Годовиковым произошла неприятная история.
Сосед по коммуналке приревновал актера к своей даме сердца, разбил о его голову бутылку и располосовал его грудь получившейся «розочкой». Были задеты сердце и легкое, после тяжелейшей операции Николай восстанавливался очень долго, к тому же его не долечили, как он впоследствии рассказывал, даже нитки из швов не вынули. Работать толком не получилось. В итоге Годовикова посадили по популярной в те годы статье 209 УК РФ - за тунеядство.
Бродяга по жизни, вор по нужде
Как был уверен Николай Годовиков, виновником его «ходки» был участковый, давно засматривавшийся на его комнату в коммуналке. Актер «исправлялся» в одной из самых беспредельных зон Ленобласти – на Яблоневке, – а когда вышел, на его жилплощади уже обитал тот самый участковый. Так вчерашний кумир зрителей стал бомжом. Начались многочисленные бюрократические и прочие мытарства.
Как впоследствии рассказывал Годовиков, с ворами-рецидивистами он связался «от безнадеги». Раз заработать честным путем невозможно – оставалось добыть деньги путем иным. Вскоре он снова загремел в места не столь отдаленные – за кражу. Когда вышел через четыре года – попытался вернуться к нормальной жизни, благо помогли немногочисленные друзья из мира кино.
Когда Годовиков появлялся на «Мосфильме», многие удивлялись. Так как он больше десяти лет не давал о себе знать, ходили разные слухи – спился, умер, убит… В конце 80-х он сыграл несколько незначительных ролей. В 1987-м пошел учиться на режиссера в Ленинградское культпросветучилище. Казалось, все может наладиться, жизнь опять поворачивается светлой стороной.
Николай снова женится, у него рождается сын Артем. Но эта полоса длится недолго. В кино – кризис, работы мало даже у известных актеров, а разовых заработков чернорабочего на семью не хватает. В один прекрасный день жена выставила его с вещами. А затем он снова пошел «на дело» - закончилось все третьей «ходкой», наказание звезда «Белого солнца пустыни» отбывал в колонии строгого режима для рецидивистов.
Главная роль
Еще отбывая наказание, Николай Годовиков познакомился со своей третьей женой. По ошибке позвонил ей, хотя набирал номер совсем других людей. Как потом рассказывал актер, Людмила его спасла. После выхода из тюрьмы в 1993 году (в общей сложности актер отсидел 7,5 лет) он с ее помощью устроился на работу – рабочим в «Метрострой». Встречу с Людмилой он называл наградой за его мытарства, признаваясь, что если бы не она – легко мог бы «сорваться» снова.
В конце 90-х и в начале 2000-х Годовиков вновь стал появляться на экране, преимущественно в сериалах – совсем в небольших ролях, но и этому был рад. Так в сериале «Улицы разбитых фонарей» Николай Львович перевоплотился в бомжа, в «Агенте национальной безопасности» - в жулика. О прежнем Петрухе зрителям напоминала его улыбка – практически такая же, какая была у него в далеком 1969-м. Небольшие роли были у него и в питерском Театре на Софийской – в 2008 году на его базе сделали детский театр «Чемодан».
Сам актер в последних интервью признавался, что главная роль в его жизни теперь другая – быть дедом. Очень любил внуков. После смерти жены Годовиков жил один, радуясь каждой встрече с сыном Артемом, дочерью Марией и внуками, которых у него было двое. О том, что у 67-летнего актера был рак, стало известно уже только после его смерти.
Годовикова не стало 23 ноября - о смерти актера сообщил его директор. Последней волей Николая Львовича было похоронить его рядом с любимой женой Людмилой, с которой он прожил больше 20 лет - самую счастливую часть своей жизни.