В спектакле «Омут любви» её героиня сводит счёты с жизнью
В самый драматический момент театральной постановки «Омут любви», премьера которой состоялась в театре «Русская песня», героиня Анастасии МАКЕЕВОЙ – рыжеволосая проститутка Женька – сводит счеты с жизнью.По словам актрисы, это ее первый актерский опыт, когда ее героиня решается на самоубийство.
В премьерном спектакле по мотивам самой скандальной повести Александра Куприна «Яма» актриса театра и кино Анастасия Макеева играет главную роль – проститутку Женьку, которая никогда не знала любви и ласки. Кто-то из клиентов заразил ее сифилисом, и Женька решила мстить всем мужчинам, отдавая им страшную болезнь. Но, не справляясь психологически, героиня Макеевой вешается от того, что ей гадко и невыносимо жить. Продолжительную сцену актриса весит над сценой на тросах, а уже в следующий момент Женьку отпевают другие девушки борделя.
Сидевший в зрительном зале отец актрисы Василий Васильевич от волнения замер, впрочем, как и остальные зрители. Сцена отпевания Женьки, пожалуй, одна из самых мощных в спектакле. Молитва, которую поют у ее тела «падшие» девушки, осветляет и освещает все вокруг. Становится очевидным, что души этих девушек невинны, они чище, чем у многих уважаемых господ. «Тебе в твоей яме, может, даже лучше, чем в нашей», – говорит одна из них. Это и есть горькая правда тех, кого так нечестно, горько и обидно навеки втоптала в грязь сама жизнь.
По словам художественного руководителя театра «Русская песня» Надежды Бабкиной, произведение русского классика о жизни проституток «Яма» до сих пор наносит «пощечину» всем, кто прочитал его, и заставляет задуматься о том, что даже у самой запятнанной девки душа может быть прозрачней и чище, чем у миллионов «порядочных граждан».
Режиссер постановки Анна Бабанова собрала на одной сцене яркий и талантливый актерский состав: Даниил Спиваковский, Анастасия Макеева, Елена Проклова, Вячеслав Манучаров, Николай Качура и, конечно, Надежда Бабкина, которая все больше и больше раскрывается как драматическая актриса. Театральный дебют в этой постановке состоялся у певца Александра Когана – романтичному исполнителю удалось перевоплотиться в грубого поручика, для которого цена любви всего несколько рублей. На репетициях артист ни на секунду не расставался с текстом, волновался, советовался с режиссером, более опытными коллегами и учился убедительно менять женщин как перчатки…
Настоящим актерским прорывом стала роль Катеньки в исполнении солистки ансамбля «Русская песня» Светланы Рассказовой. С первых же секунд ее появления на сцене зрители увидели юную, прекрасную и беззащитную девушку, которую так легко поймал в свои сети торговец «живым товаром», подлеца Горизонта, роль которого исполнил актер Вячеслав Манучаров. В ее глазах читается неподдельный ужас, когда «Сенечку» арестовывают, отчаяние, когда она молит о помощи «тетушку» Анну Марковну. Самым страшным для шестнадцатилетней девушки становится осознание собственной участи – честь, которою она берегла для любимого, покупает немощный старик…
Для воссоздания атмосферы борделя дореволюционной России сценограф Фемистокл Атмадзас не экспериментировал с формой, цветом и технологиями, а создал максимально реалистичный интерьер: портьеры из красного бархата, зеркала, широкие лестницы, кровати с витыми железными прутьями. То же самое произошло и с костюмами (художник Роман Ватолкин). «Картинные» платья и строгая военная форма оказались туго стянутыми на персонажах – они как будто сдерживают весь тот хаос и ужас, которые накопились в душе и в жизни каждого из них. Сценически чинную картину «разрезают» лучи, мастерски поставленные одним из самых известных художников по свету в России Тарасом Михалевским. В его видении свет оживляет бездушную залу и является сценическим образом того героя, который в тот или иной момент находился в центре мизансцены.
Надежда Бабкина в роли хозяйки борделя Анны Марковны – одно целое со своей экономкой Зоей, которую блистательно сыграла Елена Проклова. Вместе им удалось сплести клубок изо лжи, грязи и цинизма, которые «опутывал» всё и вся вокруг. Если во властной хозяйке борделя зрители без труда узнали яркую и харизматичную артистку, то в хромой, сутулой и старой экономке Зое не было и намека на прекрасную Елену Проклову. С трудом зрители узнавали и Даниила Спиваковского, который за спектакль сменил несколько совершенно разных по возрасту и характеру ролей. Причем актер менял свой внешний облик в считанные секунды, чем в буквальном смысле ошеломил зрителей.
«Миленькие мои, берегите девочек своих! – после поклонов обратилась к зрителям художественный руководитель театра «Русская песня» Надежда Бабкина. - Берегите матерей, дочерей, женское начало страны, потому что в основе всего человеческие чувства, человеческое отношение друг к другу!».
По словам Надежды Бабкиной, спектакль «Омут любви», созданный по повести Александра Куприна «Яма», - неоднозначный и очень неожиданный материал для театра «Русская песня».
- Когда повесть вышла, то вызвала множество отрицательных откликов. Куприна обвинили в безнравственности и чрезмерном натурализме. Только Корней Чуковский сумел проникнуть в смысл повести, назвав ее «пощечиной всему современному обществу». Прошло сто лет, а тема, затронутая Куприным, актуальна и сегодня. В спектакле мы не ограничиваемся историей публичного дома, не осуждаем и не оправдываем проституцию, а смотрим глубже, глобальнее – говорим о нравственности, духовности, о культуре общества в целом, - прокомментировала премьеру Надежда Бабкина.
Фото предоставлены PR-службой театра «Русская песня»