Как появилась «Черная кошка» и какое отношение она имела к настоящим бандитам
11 ноября 1979 года по первой программе Центрального телевидения начали показывать 5-серийный фильм «Место встречи изменить нельзя», который приурочили ко Дню советской милиции. Во время показа очередной серии жизнь замирала - все сидели по домам у телевизоров. И даже, как говорят, ссылаясь на милицейские сводки, количество преступлений в это время резко сокращалось. О фактах, которые легли в основу фильма, - в материале EG.RU.
Из передовиков - в бандиты
Первого февраля 1950 года в Москве при попытке ограбления магазина убили оперуполномоченного. Нападавшие с места преступления скрылись. В конце марта был успешно ограблен магазин в районе Тимирязевской, где налетчики, представившись сотрудниками КГБ, собрали всех посетителей и продавцов в подсобке, а сами унесли 68 тысяч рублей. Уже позднее, в 1953-м, на следствии выяснится, что шайка, державшая три года в страхе всю Москву, состояла из одних передовиков производства и комсомольцев-спортсменов.
Жил в те годы в подмосковном Красногорске 23-летний парень Иван Митин, работал на оборонном заводе. И хорошо трудился: на момент задержания он был представлен к ордену Трудового Красного Знамени. Свою банду он сколотил из знакомых, также работавших на красногорских оборонных заводах.
Был у них и разработчик планов налетов – стахановец, коммунист, Петр Болотов, а также один студент-отличник авиационного института и два курсанта. Только за три года банда Ивана Митина, состоявшая из 12 человек, совершила 28 налетов на магазины и сберкассы, присвоив более 300 тысяч рублей. Они убили 11 человек и ранили 18.
Считается, что история именно этой банды легла в основу романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Ведь Аркадий Вайнер после окончания в 53-м юридического факультета МГУ работал следователем и дослужился до капитана милиции. Он пришел в органы как раз в то время, когда печально знаменитую банду Митина арестовали. Естественно, об этом много говорили, обсуждая подробности поимки и преступлений налетчиков.
Кошка, которой не было
А вот «Черная кошка» к банде Митина отношения не имела. Появилась она совсем по другому поводу. В послевоенные годы, в одном из тихих дворов московского центра, местные пацаны решили немного поиздеваться над своим богатеньким соседом. Толстенький, лысоватый дядька занимал высокую должность в торговле. И как руководитель, требуемый в тылу, на фронте не служил, в отличие от отцов мальчишек. Вот и решил семиклассник Вовка Колганов с друзьями «ворюгу» проучить.
Они нарисовали углем на двери соседа силуэт кошки. Мужик перепугался, подключил все свои связи, чтобы угрожающую ему банду нашли. Так и появилась «Черная кошка» - как для удобства оперативники назвали это дело. Самое интересное, что слухи о «Черной кошке» мгновенно расползлись по Москве. Шайке приписывали все преступления, о которых тогда ходили сплетни. Говорят, и реальные бандиты, чтобы пустить следователей по ложному следу, не брезговали рисовать кошачий силуэт.
Железный человек
Братья Вайнеры, написавшие и сценарий к «Месту встречи», утверждали, что у героев этой истории нет реальных прототипов и что образы их собирательные. Однако, тот же Аркадий Вайнер, работавший в милиции, написал в своих воспоминаниях, что прототипом Владимира Шарапова можно считать легендарного Владимира Арапова, возглавлявшего отдел в МУРе.
Именно «Черный полковник», как прозвали сыщика подчиненные за его крутой нрав, выследил банду Митина и принимал участие в задержании подельников главаря. Говорят, что актер Владимир Конкин внешне был очень похож на Арапова в молодости. Однако по характеру они были совершенно разные. И легенду МУРа больше напоминал в кино Жеглов. Несмотря на сильный характер, железную волю и требовательность к коллегам, Владимир Арапов был справедливым человеком, всегда стоял горой за своих: выбивал им квартиры, путевки, представлял к наградам и званиям. Он проводил на работе по 12 часов. На его жизнь неоднократно покушались.
В милиции в те годы обсуждали, как Арапов, расследуя важное дело, в течение двух недель ни разу не ушел со службы домой. Его жена умерла рано, и сыщик воспитывал троих сыновей один. Говорят, он только однажды нарушил свое правило не говорить о работе дома и попросил детей никому ни при каких обстоятельствах не открывать дверь. Это произошло в начале 60-х годов, когда в Москве орудовал Владимир Ионесян, представлявшийся работником Мосгаза и убивавший людей (об одном из первых советских серийных убийц по кличке «Мосгаз» был снят одноименный сериал). Стоит добавить, что легендарный сыщик умер совсем недавно: в возрасте 87 лет в начале 2014 года.
Кстати: Следователь Жеглов на самом деле работал в милиции. О нем Аркадию Вайнеру рассказали коллеги, когда он служил следователем. Оказывается, сразу после войны в отдел пришел опер Жеглов, но у него случился конфликт с начальством, и он застрелился.
Коньяк за Кирпича
До премьеры фильма считалось, что у вора-карманника Кости Сапрыкина, которого блестяще сыграл Станислав Садальский, реального прототипа не существует. Но он объявился сам. Уже после выхода фильма «Место встречи изменить нельзя» к служебному входу «Современника», где служил тогда актер, принесли ящик французского коньяка и записку: «Это тебе Camus за Кирпича. Похоже. Пей за братву».
Как оказалось, это была посылка от вора в законе, авторитета советского и российского преступного мира, Александра Прокофьева, по кличке Шора или Саша Шорин. Профессиональный щипач, любивший работать на трамвайных линиях, он был судим 10 раз и в общей сложности отсидел около 20 лет. Саше не было и 30, когда его назначили смотрящим за зоной. Он долгие годы был «судьей» на самом сложном московском участке – площади трех вокзалов. Говорят, до самой смерти он не оставлял своего ремесла и любил пройтись по трамваю с тросточкой с золотым набалдашником. Станислав Садальский неоднократно говорил, что был знаком с Шорой только косвенно. Однажды вор в законе оплатил за актера и его друзей счет в ресторане в Сокольниках – в районе, который он курировал. Когда криминальный авторитет умер в 2003 году в возрасте 74 лет от рака, артист приехал к нему на похороны и почтил память человека, судьба которого подарила ему славу и одну из лучших ролей в кино.