Красавцы-самолеты Туполева: мощь и гордость советского неба
Сегодня, в день рождения нашего гениального авиаконструктора (он появился на свет 10 ноября 1888 года в тверском селе Пустомазово), расскажем о самых популярных из его самолетов.
«Белый лебедь» – самый-самый
В Сирии игиловцы на себе почувствовали мощь и силу стратегического бомбардировщика ТУ-160 «Белый лебедь». Этот сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла был разработан в ОКБ Туполева в семидесятых годах прошлого века, но до сих пор не имеет аналогов мире.
Это был ответ советской промышленности американскому межконтинентальному бомбардировщику B1 Lancer. Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации: а) сверхзвуковым самолетом; б) самолетом с изменяемой геометрией крыла. Кроме того, «Белый лебедь» и по сей день – самый тяжелым и самый скоростной серийный бомбардировщик в мире. В июне 2010 года два таких самолета установили рекорд дальности – 18 000 км. Это расстояние экипаж покорил за 23 часа с одной дозаправкой.
В боевых условиях бомбардировщик впервые применили два года назад в сирийской операции. В настоящее время пятнадцать грозных «Белых лебедей» готовы мгновенно взлететь в российское небо, чтобы защитить нашу страну от любого врага.
Крылатый «русский медведь»
Любят американцы страшилки – сами придумают, сами пугаются. Вот и с нашим турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком Ту-95 (носителем крылатых ракет) они явно перемудрили, обозвав его «медведем». А он оказался самым скоростным в мире бомбером с винтовыми двигателями. «Медведь» был символом силы и превосходства советской страны в годы холодной войны. Он отличался низким расходом топлива, что позволяло ему оставаться невидимым для спутниковых тепловизоров, плюс он способен работать за пределами зоны действия любого ПВО. Уже больше полувека это бомбардировщик стоит на вооружении наших ВВС и не собирается на пенсию! До сих пор бомбардировщик может реально использоваться при решении стратегических задач
С Ту-95 было связано несколько забавных случаев. Однажды его попытался перехватить британский истребитель, но «медведь» так «качнул» оппонента, что британец потерял управление и разбился. Другой раз над Атлантикой три «Фантома» решили поиграть с «Медведем». Поиграли. В результате у американца был начисто снесен хвост, пилот катапультировался, F4 разбился, а «Медведь» вернулся домой, как ни в чем не бывало.
Из песни слова не выкинешь
В 60-е годы прошлого столетия ОКБ Туполева создало небывалый по тем временам самолет – сверхзвуковой авиалайнер. Сроки создания были максимально короткими: партия поставила задачу обогнать британцев, которые вот-вот должны были выпустить свой «Конкорд». И СССР победил – первый полет Ту-144 состоялся на два месяца раньше, чем у англичан. Ту-144 установил много рекордов, но это не была совершенная машина – хватало и трагических случаев. Да, он был быстрее конкурента на 150 км/ч, в его конструкции было применено много технических новинок, но вместе с этим самолет страдал некоторыми «неизлечимыми болезнями», которые во многом и предопределили его трагическую судьбу. Первое же заграничное появление Ту-144 во французском Ле-Бурже закончилась тем, что самолет разбился. Потом было еще несколько трагических случаев уже на внутренних авиалиниях. Ненадежность, дороговизна в эксплуатации вынудили советское правительство закрыть этот проект в год московской Олимпиады. Но основная вина тут лежит не на конструкторском бюро, а на партийных чиновниках, которые устроили нужную только для абстрактного престижа «гонку реактивщиков».
Читайте также: Самая страшная ошибка авиаконструктора Туполева, которую он не признал
Рекордсмены и герои
В числе многих достижений Туполева два самолета стоят особняком. Это – АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова совершил свой знаменитый полет через северный полюс из СССР в Ванкувер, и ТБ-1, на котором Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский спасал челюскинцев в Чукотском море.
Неутомимые перевозчики
В начале 60-х годов в Союзе возникала острая необходимость в ближнемагистральных реактивных пассажирских самолетах с приличной вместимостью. За дело взялось ОКБ Туполева и в короткий срок создало такой самолет. Так появился знаменитый Ту-134. Более чем за двадцать лет выпуска этой машины было произведено 854 экземпляра – он стал третьим по этому показателю среди советских реактивных самолетов.
Расстояния у нас в стране большие, и жизненно необходимо было создать среднемагистральный пассажирский реактивный самолет. И он тоже родился в ОКБ «Туполева» – в 1972 году на советские авиатрассы вышел новый Ту-154, которому суждено было стать самым массовым реактивным пассажирским самолетом в СССР: за тридцать лет было построено около тысячи таких машин. Несмотря на то, что самолет больше не производится, оставшиеся экземпляры еще продолжают служить и военным, и геологам, и нефтяникам.