Для кого закрылись и открылись «Покровские ворота»
Сегодня трудно поверить, что режиссеру Михаилу Козакову, сначала поставившему пьесу Леонида Зорина в Театре на Малой Бронной, а затем решившему ее экранизировать, коллеги предрекали провал. И совершенно непонятно, почему картину потом положили «на полку». «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?», «Я вся такая внезапная…», «Резать, не дожидаясь перитонита!» - этими цитатами россияне почти 35 лет щедро пересыпают свою речь.
Для кого-то этот фильм стал путевкой в большую артистическую жизнь, как для Олега Меньшикова, который 8 ноября отмечает свой день рождения. Некоторых актеров «Покровские ворота» открыли зрителю заново. Ну, а для кого-то он стал лебединой песней. Об этом – в материале EG.RU.
Костик – Олег Меньшиков
Леонид Зорин перенес в пьесу многое из собственной юности, поэтому к выбору актера на самую главную роль подходил особенно трепетно. Пробовались около двух десятков молодых людей, среди которых был отец ныне известного шоумена Ивана Урганта Андрей Ургант, сын режиссера Кирилл и другие. Выпускника «Щепки» Меньшикова порекомендовала жена Козакова, увидевшая парня в одном из фильмов, где у Олега был эпизод.
Как вспоминала Татьяна Догилева (в фильме – Светлана), на пробах она увидела невысокого, немодно одетого мальчика, от которого трудно было чего-то ожидать. Ей, уже довольно известной, предстояло сыграть с ним сцену, когда Светлана приходит в коммуналку к Велюрову. Костик открывает дверь и произносит один звук «О!». Вот с одного звука Меньшикова и утвердили. Козаков впоследствии назвал юношу «штучным товаром».
Несколько лет после фильма Меньшиков и Догилева были настолько близкими друзьями, что все думали: у них роман! Маме актера звонили и предупреждали, что сын связался с замужней женщиной. И Татьяна, и Олег бешено веселились по поводу этих слухов, ведь в это время Меньшиков встречался, а потом расставался с подругой Татьяны.
Однажды он выручил Догилеву крупной суммой денег, не взяв ни расписки, ни обещания, в какие сроки Таня сможет вернуть долг. Меньшиков крестил дочку Догилевой и писателя-сатирика Михаила Мишина. Благодаря Олегу Догилева, у которой в 90-е наступил спад в карьере, попала в знаменитую картину Режиса Варнье «Восток – Запад», где блистали Катрин Денев и Сандрин Боннэр и где Меньшиков играл сложнейшую драматическую роль наполовину на французском языке, коего не знал, и ежевечерне заучивал огромные куски наизусть.
Все люди, близко знающие Олега Меньшикова, первого из россиян, который получил театральный «Оскар» - премию Лоуренса Оливье, утверждают, что у Олега такой характер, который присущ многим незаурядным личностям. Например, он всегда мог надолго исчезать и появляться потом без всяких объяснений. Примерно так же произошло и в случае с Догилевой.
Жизнь снова свела их парадоксальным образом: Олег Меньшиков в 2012 году был назначен худруком в Театр им. Ермоловой, где в труппе числилась Догилева, не имевшая репертуара. Новый руководитель тут же уволил бывшую подругу из штата.
Рита – Валентина Воилкова
Молодая красавица сначала запомнилась зрителям в роли одной из фрейлин в «Обыкновенном чуде». В «Ворота» она попала в том числе благодаря внешнему сходству с женой Зорина. Любопытно, что работницу загса сначала звали Алевтиной, но ее переименовали в тезку «Маргариты Палны», чтобы подчеркнуть властный характер девушки.
Роли в культовых фильмах не принесли актрисе особых дивидендов. На рубеже 90-х она вышла замуж и уехала во Францию. О Воилковой какое-то время вообще не было никаких сведений, и поползли слухи о ее гибели. Коллеги по театру Советской Армии (ныне Театр Армии) во главе с Владимиром Зельдиным решили установить истину, и, к счастью, вскоре Валентина Дмитриевна позвонила Зельдину.
Маргарита Хоботова – Инна Ульянова
Под конец фильма в перепалке Костика и Маргариты Павловны звучит фраза, которая и насторожила цензоров пьесы: «…Поверьте историку, осчастливить против желания нельзя». А в СССР за людей десятилетиями решали, как надо «правильно» жить, что читать, смотреть и слушать, где работать. Поэтому роль Хоботовой была не менее важной, чем роль Костика, и здесь требовалось стопроцентное попадание с выбором.
Козаков хотел занять в фильме Наталью Гундареву, но затем решил пригласить из Театра на Таганке Инну Ульянову, которая блеснула в эпизоде «Семнадцати мгновений весны» (женщина с лисой). Ульяновой было под 50. Далеко не красавица, с бешеным темпераментом, она изобразила мадам Хоботову одновременно смешной и страшной.
Роль в «Покровских воротах» осталась самой яркой работой Ульяновой, и сделала ее очень узнаваемой. Впоследствии актриса стала лицом рекламной компании и телеведущей. Но, увы, жизнь ее была сюжетом скорее для трагедии. Ходили слухи о ее пьянстве, об ужасных отношениях с матерью. Когда в 2005 году актриса, у которой не было семьи, умерла от цирроза печени, начались публичные споры за ее квартиру.
Лев Хоботов – Анатолий Равикович
Очень смешно Хоботова играл на пробах Андрей Миронов. Но, как и Эльдар Рязанов, который несколькими годами ранее пробовал знаменитого актера на роль Лукашина в «Иронии судьбы…», Козаков понял: никто не поверит, что красавцу Миронову могло не повезти в семейной жизни.
Равикович же был настоящей театральной звездой Ленинграда. На спектакли Театра им. Ленсовета, где он играл с Алисой Фрейндлих, ломились не только зрители из Северной столицы. Но на кинокарьере, где были эпизоды, Анатолий Юрьевич тогда давно поставил крест.
И тут последовало предложение от Козакова. Как и многие, Равикович не верил в успех «камерного» сценария, но вся компания была очень приятной. За исключением режиссера, который стал настоящим «Малютой Скуратовым». Он доводил актеров до бешенства, проигрывая все роли и заставляя коллег копировать его жесты и интонации.
К тому же Равикович был категорически не согласен с трактовкой образа Хоботова, которым помыкает жена. Сам Анатолий Юрьевич вовсе не был таким: он пережил войну и блокаду, вдоволь хлебнул провинциальной театральной жизни и умел за себя постоять. Да и в личной жизни у Равиковича с его героем было очень мало общего. Уже не молодым человеком Анатолий Юрьевич ушел из семьи к актрисе Ирине Мазуркевич («Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «О бедном гусаре замолвите слово»). Их дочь Лиза родилась как раз в тот день, когда Равикович уехал в Москву сниматься в сцене на катке.
После премьеры в его питерской квартире раздался звонок. Равиковича тепло поздравлял Эльдар Рязанов. Повесив трубку, актер решил, что это розыгрыш, и, несмотря на позднее время и наличие тогда только «городских» аппаратов, будивших всю квартиру, добыл телефон Рязанова и перезвонил в Москву. Эльдар Александрович очень долго смеялся, подтвердил свой звонок и снова поздравил.
А Анатолий Юрьевич с тех пор сыграл во многих фильмах, в том числе Эркюля Пуаро и кардинала Мазарини, а также в культовых сериалах. Актер ушел из жизни в 2012 году.
Савва Игнатьич – Виктор Борцов
Шумный, честный и простоватый Савва Игнатьич был «предложен» известному по фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Однажды 20 лет спустя», «Турецкий гамбит» актеру Театра им. Моссовета Евгению Лазареву. И даже тогда еще 37-летнему Никите Михалкову. Но последнему роль категорически не понравилась.
Виктор Борцов, хоть и снимался по молодости в очень известных фильмах – «Первый троллейбус», «Верьте мне, люди». «Дневной поезд» - кинославы поначалу не снискал. Он прекрасно играл персонажей Островского в Малом, но и таких, как Савва, знал и любил. Он, мальчишка военной поры, имел похожих соседей. И даже подсказывал Козакову, какая кепочка, какая рубашечка должна быть на его герое.
Казалось, такая яркая роль, да еще в преддверии «полтинника», обрекала Борцова на дальнейшие образы простаков, но Борцов потом замечательно сыграл совершенно другого Гаврилу в «Гардемаринах», отрицательного вахмистра у того же Козакова в «Визите дамы». И вообще часто и разнообразно снимался вплоть до кончины в 2008 году.
Нина Орлович – Елизавета Никищихина
«Высокие…высокие отношения!». Стоит произнести эту фразу, и тут же появляется образ немолодой дамочки с претенциозными лицом и голосом. Увы, яркая эпизодическая роль Нины Орлович стала одной из последних заметных работ в кино для Елизаветы Сергеевны Никищихиной.
А ведь за плечами этой актрисы – театральные роли, которые были событиями, - «Антигона» (вместе с Евгением Леоновым) и «Первый вариант «Вассы Железновой» в постановке знаменитого Анатолия Васильева.
Всю жизнь актрисе приходилось выбирать между искусством и личной жизнью. В результате браки приносили ей только несчастья. Один из мужей эмигрировал, третий стал диссидентом, и Никищихину регулярно вызывали на Лубянку. Отношения с единственной дочерью не сложились.
Никищихину настигла старинная русская болезнь, которая для женщины-актрисы всегда губительна. Она доживала в полном одиночестве и ушла от нас в 56 лет в 1997 году.
Кстати: В «Покровских воротах» в роли тетушки Костика Алисы Витальевны зрители увидели знаменитую мхатовку и профессора Софью Станиславовну Пилявскую. Именно она во многом поспособствовала тому, что Козакову разрешили снимать этот, с точки зрения руководства, «мелкотемный» и бесперспективный фильм.