Замечательный артист возжелал «акселератку» Шмелёву на высоте 10 тысяч метров над землёй
Замечательный артист возжелал «акселератку» Шмелеву на высоте 10 тысяч метров над землей
- Мужчины рыдают? Конечно! Но об этом только подушки знают. Больше никто. Даже близких людей не подпускаю в свои несчастья и разочарования, - признавался «Экспресс газете» Андрей СМОЛЯКОВ за год до своего 45-летия. На этой неделе этому удивительно органичному и глубокому актеру стукнет 55. Как менялось с годами его отношение к жизни, мы узнали у друзей и близких юбиляра.
- Костя Райкин решил поставить у нас в ГИТИСе спектакль «Маугли», - вспоминает Алексей Якубов. - Мастер курса Олег Табаков дал добро, и все тут же принялись искать главного героя - того самого мальчика, воспитанного волчьей стаей. Все парни мечтали об этой роли. Но, честно говоря, я был уверен, что Маугли - это я: делал успехи в сложной дисциплине «сценическое движение», юркий, спортивной гимнастикой с детства занимался. И вдруг узнаю, что на роль позвали парня из Щукинского училища. Некоего голубоглазого блондина Андрюшу Смолякова. А мне выпало играть Шакала, постоянно повторяющего: «Мы уйдем на север». Представляете мое состояние? Короче, не только я, но и другие ребята из «стаи» поначалу не очень-то воспринимали чужака.
На шее актёра подарок жены Дарьи - руна, знак удачи, любви и путешествий. А на руке - языческая татуировка. Фото Геннадия УСОЕВА |
Смолякову было не привыкать пробиваться в жизни. В три года Андрей переболел менингитом и все детство очень страдал, что врачи держали его на особом положении. Запретили посещать кружки и музыкалку, строго-настрого велели школьным учителям через полчаса после начала каждого урока выгонять парня в коридор - проветриться и передохнуть. Из-за этого Смоляков чувствовал себя ущербным. Но в один прекрасный момент «забил» на рекомендации медиков и записался в секцию по легкой атлетике. А позже увлекся волейболом, попав даже в юношескую сборную родного подмосковного Подольска. С первого раза поступил в Щуку. - В общем, быстро выяснилось, что Андрей - суперталантливый, мы все его полюбили, - продолжает Якубов. - У нас получился блестящий спектакль. Ездили с ним даже по заграницам. На гастролях в Венгрии Табаков велел, чтобы все обязательно купили себе джинсы «Levi’s Strauss». На наши деньги они стоили там рублей 60, а в СССР - минимум вдвое дороже. Однажды мы с Андреем отправились в местный магазинчик и не сговариваясь положили глаз на венгерские брюки со смешным названием «дропперы». Подкупила цена - всего двадцатка в пересчете на целковые. Отоварились, тут же нацепили обновки и до ночи форсили по городу. Потом в гостинице выяснилось, что из-за некачественной краски у нас кошмарно посинели ноги. Короче, долго эти «дропперы» у нас не прожили.
Первая жена - Светлана ИВАНОВА сейчас преподает в Московской академии хореографии. А их сын Дима (в круге) стал продюсером. Фото Геннадия УСОЕВА |
Зачатие - как чудо
Однажды на очередном показе «Маугли» Смолякову пришлось пролить кровь. - Дипломные спектакли мы играли там, где в нынешнем театре «Табакерка» сидят зрители, в невысоком подвальчике, - вспоминает однокашник Смолякова, Виктор Шендерович, ставший впоследствии писателем. - До потолка - рукой подать. Андрей, Маугли наш темпераментный, в эффектном прыжке, не рассчитав инерции, врезался головой в швеллер - чугунную балку под потолком, на которой крепились осветительные приборы. Дело было перед финалом спектакля. Сойдясь со швеллером, Андрей продолжал что-то яростно кричать «волчьей стае», которая начала выть от ужаса уже самым всамделишным образом. Соломенные Андрюшкины волосы быстро набухали кровью, через минуту она ручьями потекла по голому смоляковскому торсу... Зал тревожно загудел. Во время сцены прощания с Маугли партнерам пришлось обнимать его крепче обычного: выдавая текст «на автопилоте», Смоляков помаленьку отключался. Последней вышла провожать своего Маугли мать-волчица, Аня Гуляренко. Что было делать Анне? Только по правде, как учили. И она стала вылизывать кровь со смоляковского тела. В зале начались легкие обмороки. Поддерживая общее настроение, Смоляков, едва добравшись до закулисья, опустился на пол и потерял сознание. «Скажите, - с надеждой спросила после спектакля одна дама, - но кровь-то бутафорская?» - «У нас в театре все настоящее», - отрезал Андрей Дрознин, постановщик пластики.
С нынешней супругой - дизайнером Дарьей РАЗУМИХИНОЙ. Фото Геннадия УСОЕВА |
Та самая Гуляренко, однокурсница Смолякова по ГИТИСу, прекрасно помнит, как Андрей познакомился со своей первой женой: - Это случилось как-то очень быстро. Причем в тот момент рядом с Андрюшей был его друг, ныне покойный Игорь Нефедов. И однажды им повстречались две девушки-балерины. Одна стала женой Смолякова, вторая - Нефедова. Ребята поселились и долго жили в общежитии «Табакерки». Света Иванова, Андрюшина жена, даже сыграла в одном нашем спектакле. Несмотря на огромное число поклонниц, Андрей оказался очень верным и порядочным. У пары родился сын Митя. А вот как сам Смоляков рассказал нашей газете о браке с Ивановой, балериной Большого театра, и о появлении наследника: - Нефедов как-то ехал домой поздно вечером, встретил пьяного одноклассника. Тот стал приставать к двум девушкам. Игорь его, как говорится, оторвал. В один из вечеров поехали к ним в гости. Так я встретился со Светой, и мы потом поженились. Мы не жили по правилу: «Давай зачнем ребенка». Относились к этому как к чуду. Это замечательно и всегда должно быть желанно. Я тогда поломал традиции Большого театра. Стоило только забеременеть Свете, как просто обвал какой-то пошел. Все начали рожать. Смоляков гордился, что весь быт семьи был на нем: - Света, например, не знала, что такое мыть ванну, унитаз. Я считаю так: не можешь обеспечить жену домработницей, бери в руки швабру - и вкалывай. Друзья нашего героя восхищаются его работоспособностью. Пока другие пропадали на театральных репетициях, он, чтобы обеспечить семью, рано начал сниматься в кино.
Ирина ШМЕЛЕВА с юмором вспоминает былые эротические приключения |
- Андрея мы с Усковым еще в 1978 году пригласили в свою картину «Отец и сын», - рассказывает режиссер Владимир Краснопольский. - Эта работа стала одной из первых его главных ролей в кино. Нужен был молодой парень с сибирской внешностью. Олег Павлович настаивал: «Давайте обучайте его мастерству». Но Андрюша оказался спелым артистом, ни разу не подвел, все делал сам. Даже трюки. Например, отважно плыл в лодке-плоскодонке с одним веслом сквозь ледоход. В результате Смоляков получил премию Ленинского комсомола. Много позже, когда я снимал сериал «Две судьбы», тоже пригласил Андрея на сложную роль подонистого художника-эстета. И первое, что он мне сказал: «Я уже заслуженный артист, поэтому стою дорого, но, поскольку вы - мой учитель в кино, скидываю половину». Увы, мало встречается таких благородных поступков в среде современных актеров.
Андрей СМОЛЯКОВ |
Большое удовольствие
Если верить актрисе Ирине Шмелевой, жизнь в киноэкспедициях заставляла Смолякова поглядывать на сторону. В начале 90-х, когда звезда ленты «Акселератка» и других перестроечных картин Шмелева в компании Андрея возвращалась на самолете из Одессы в Москву, он сделал непристойное предложение. Дескать, им со Смоляковым, летящим со съемок украинского фильма «Запах осени», не хватило места в лайнере и они уговорили экипаж взять их на борт зайцами. Пришлось прятаться в туалете. И когда самолет набрал высоту 10 тысяч метров, Смоляков вдруг предложил: - Ирка, а давай сексом займемся. Как в кино... Отказ Шмелевой Андрей смог перенести достаточно легко. Хотя, как оказалось, его брак с балериной Ивановой со временем постепенно стал рушиться. - В любом случае Света с Андреем были фантастической парой, - уверен друг обоих, балетмейстер Гедеминас Таранда. - Хорошо дополняли друг друга: он увлекался балетом, она - драматическим театром. Одно время мы все вместе жили в общежитии, по соседству с другими «звездными» ребятами - Женей Мироновым, Володей Машковым... Часто устраивали вечеринки, встречались за столом в кухне. Андрей познакомил меня с актрисой Галей Чуриловой, которая вскоре стала моей девушкой. Потом у меня появилась жена, а у Смолякова - вторая супруга, знаменитый дизайнер Дарья Разумихина. И тоже, по стечению обстоятельств, какое-то время жили в одном доме. Словом, мы - родные люди. Смоляков и Разумихина познакомились в кафе, в общей компании. Стали ходить друг к другу на показы, поженились, несмотря на то что у обоих - богатое прошлое, дети. - Мы с Андреем уже десять лет вместе, - поделилась дизайнер. - Конечно, с сыном Андрея Димой (он работает продюсером в кино) я нашла общий язык. Андрюша с моими детьми дружит. Мой Степа сейчас учится на биолога в университете в Англии, дочка Таисья - школьница. Мы с мужем любим путешествовать. В этом году побывали в Занзибаре, в Камбодже. Стараемся забираться в такие места, куда почти никто не ездит. Лазаем по развалинам, осматриваем водопады и реки. Из-за большой загруженности редко видимся, так что отдохнуть вдвоем - большое удовольствие!