«Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм», — признавался Станислав Лем. Экранизировать его «Солярис» Андрей Тарковский задумал еще в конце 1960-х. Но к работе смог приступить далеко не сразу.
Заявку Андрея Арсеньевича на «Мосфильме» приняли. А вот за сценарий, одним из соавторов которого был режиссер, пришлось сражаться. Не только с худсоветом, но и с автором произведения.
Найти с писателем общий язык режиссеру так и не удалось. «К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии», — сердился Лем. Фильм Тарковского вышел на экраны в СССР в январе 1973-го. Станислав позицию Андрея так и не понял, не принял.
«Мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности. Он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести», — негодовал польский литератор.
Он считал свой замысел искаженным. Возмущался появлением героев и сцен, которых не было в книге. Лем не стал скрывать от общественности:
«Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот. Были мы, как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны. Обозвал его дураком и уехал домой».
В отечественном прокате фильм Тарковского получил высшую категорию. Увидеть картину захотело десять миллионов зрителей. Однако было немало тех, кто покидал кинотеатр, не досмотрев «Солярис» до конца.
У зарубежного профессионального сообщества картина получила высокую оценку — на Международном Каннском кинофестивале жюри присудило фильму специальный гран-при.
Источник фото: ИТАР-ТАСС,ИТАР-ТАСС/Mary Evans Picture Library,Russian Look/Global Look Press