О любимой зрителем «Большой перемене» Кононов всегда отзывался презрительно. От съемок, однако, Михаил не отказался. Просто вымещал недовольство на окружающих.
Фильм Алексея Коренева изрядно добавил артисту популярности. Кононов, однако, уже считал себя серьезным драматическим актером. Он успел сыграть в «Начальнике Чукотки», «В огне брода нет», в «Начале» и даже «Андрее Рублеве» у Тарковского.
Плеваться от «Большой перемены» Кононов начал уже на стадии чтения сценария. Но у Коренева не было особого выбора. Ему требовался герой с по-детски наивным выражением лица.
Переговоры с Евгением Стебловым и Андреем Мягковым ни к чему не привели. Михаил оставался последней надеждой. Его все-таки заманили в картину солидным гонораром.
Михаил Иванович изводил не только режиссера. Доставалось и коллегам. Игравшая учительницу и по совместительству жену Ганжи Светлану Афанасьевну артистка Наталия Богунова от Кононова плакала в буквальном смысле слова.
Актриса и без того не отличалась крепкой психикой. А Михаил мог позволить себе практически все. В том числе назвать бездарностью. Кононов настроил против себя всю съемочную группу. А потом втихаря собрался и уехал в Москву, когда несколько сцен комедии еще не были отсняты.
Следом помчался в столицу и Коренев – уговаривал Михаила вернуться. Рассказывают, что актер и режиссер провели на кухне бессонную ночь, сначала выясняя отношения, а потом ведя задушевный диалог.
Коренев нашел для Кононова оправдание. Незадолго до начала съемок Михаил потерял мать. Она ушла из жизни по собственной инициативе, да еще и в день рождения сына.
Широко на эту тему актер не распространялся. Как человек крайне замкнутый, он не мог просто взять и поделиться душевной болью, от которой очень страдал.
Однако даже после успеха «Большой перемены» отзываться о картине теплее Михаил Иванович не стал и вообще не признал за собой никаких ошибок. До конца жизни подчеркивал, что роль Нестора Петровича ему буквально ненавистна.