14 марта 2024 года Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова представляет премьеру спектакля «Анна Долгарева. Господи, если Ты там не очень занят…» из цикла Поэзия.doc
Проект Поэзия.doc реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Герой спектакля — Анна Долгарева, русский поэт, военкор, лауреат Григорьевской премии, Волошинского конкурса и ряда других международных премий. Автор книг «Красная ягода, черная земля», «За рекой Смородиной» и других сборников. Член Союза писателей России и русского ПЕН-центра.
Биография Анны Долгаревой — драматическая история жизни военного поэта, для которого нет ничего важнее, чем любовь к Родине, выражаемая не только поэтическим словом, но выстраданная в жестоком бою. Боль, страдание, смерть… Свет, любовь, жизнь… Чтобы понять творчество Анны, нужно прочувствовать остроту столкновения этих смыслов, этих слов. И еще смысл слов, которые не имеют антитезы: Победа, Родина…
Бог говорит Гагарину: Юра, теперь ты в курсе:
нет никакого разложения с гнилостным вкусом,
нет внутри человека угасания никакого,
а только мороженое на площади на руках у папы,
запах травы да горячей железной подковы,
березовые сережки, еловые лапы,
только вот это мы носим в себе, Юра…
Вадим Авва, автор пьесы, поэт, журналист:
Поэзия дает языку тот инструментарий, при помощи которого каждая культура и нация познает, формулирует мир. Познание мира – познание Бога. И вот Аня Долгарева, ее поэтика, ее поэзия, вся ее невероятность – один из тончайших скальпелей этой войны за сохранение русской жизни, православия, русского менталитета, русских стариков, детей. Вот про что вся эта история, если мы подумаем о чем-то космическом.
Я благодарен автору идеи проекта Эдуарду Боякову за то, что мне доверили написать пьесу об Анне Долгаревой. Впрочем, это не совсем пьеса. Я сделал то, что умею делать – взял у нее интервью, в результате которого сложился вербатим, драматургический прием, наиболее правильный и точный в данном случае. Я благодарен за возможность говорить с Аней. Она - большей поэт, который пишет жизнью и кровью.
Кажущаяся легкость строк – имеет цену. Поэзия, настоящие стихи – это то, что берет вас за кадык, вызывает слезы, боль. Все это есть в поэзии Долгаревой.
Спектакль строится как откровенные признания героини, которые разыгрываются двумя артистками. Детство, юность, конфликты, отношения с близкими, решения и сомнения, переживания и рефлексии — все это подано настолько исповедально, что подчас способно шокировать своей открытостью. Но именно таков принцип проекта Поэзия.doc: зрителя впускают в лабиринты мира поэта, не только рифмованные, идеальные, запредельные, но и самые что ни на есть жизненные, материальные, физические. Сама поэтесса также присутствует на сцене: она читает свои стихи, которые в контексте истории ее жизни приобретают еще более сильное, проникающее в душу звучание.
Александр Легчаков, режиссер:
Существует противоречие между поэзией и личностью поэта: поэзия – масштаб, личность – нечто земное, реальное. Приблизившись, можно потерять высоту поэтической мысли. Но здесь была именно такая задача: погрузиться в личную жизнь поэтессы, которая с невероятной искренностью раскрылась перед драматургом, не пытаясь казаться олимпийской богиней, а представ обнажившимся человеком.
Впрочем, что такое искренность? В моем понимании это, когда ты слышишь о Божественном знании и не проходишь мимо него.
Кто такая Анна Долгарева, о которой я ставлю спектакль? Дон Кихот с пером вместо копья. Она мечтает сделать мир лучше при помощи свих стихов. Она автор строк, которые заставляют задуматься и начать работу по изменению своей души. Она и сама меняется на протяжении спектакля, проходя путь, который мы увидим своими глазами.
Эдуард Бояков, автор идеи, художественный руководитель театра:
Как бы мы ни любили прозу или драму, поэзия – высшая форма литературы. Соответственно, поэтический театр - высшая форма искусства.
Для артиста невероятно важно иметь этот опыт, быть постоянно погруженным в поэтическое пространство. Потому что по законам поэзии существует не только сама поэтическая строфа, но и архитектура, композиция, картина, мизансцена, дубовый лист, перо павлина, снежинка: уникальность и непостижимость и в то же время повторяемость приема, совершенство формы. Современная поэзия помимо красоты еще дает нам уникальную информацию о сегодняшнем времени и сегодняшнем языке. Причем в предельно сжатом, концентрированном виде. Поэтическая строфа способна объяснить больше, чем многотомный роман. И потому сама формулировка – Поэзия.doc. – отражает парадоксальное сочетание документальности и художественности.