Скончавшийся режиссёр Валерий Харченко до конца боролся с коррупцией в кино
Накануне ушел из жизни режиссер и актер Валерий Харченко («Фантазии Веснухина», «Короткое дыхание любви»). Несколько лет назад ему пришлось участвовать в судебном процессе, дабы доказать авторство фильма «Праздник непослушания» и выбить причитающиеся ему за работу два миллиона рублей. «Экспресс газета» следила за ходом дела и не раз общалась с Валерием Николаевичем. Суд он выиграл, после чего собирался снимать фильм об Антоне Чехове. Но не успел, так как деньги из бюджета вроде и выделили, но дать не дали, потому что на их получение есть очередь. И на первом месте в ней, по словам режиссера, такие зубры, как Никита Михалков, например. А у остальных шансов почти нет. Беспокоило Валерия Николаевича и то, что дети-актеры, прошедшие кастинг и снявшиеся в кино, зачастую не могут получить честно заработанный гонорар - их деньги достаются отпрыскам чиновников и богачей. В память о Валерии Харченко мы приводим разговор, состоявшийся два года назад. К сожалению, с тех пор в российском кинематографе мало что изменилось.
Вопрос об авторстве детского фильма «Праздник непослушания» решался в одном из судов Москвы. Режиссер Валерий Харченко требовал, чтобы продюсер кинокомпании «Стелла» Федор Попов выплатил ему за работу миллион рублей. Однако тот уверял, что режиссер не справился, поэтому картину сделал Алексей Волков, имя которого и стоит в титрах.
EG.RU провёл собственное расследование и выяснил, почему фильм не одобрило Министерство культуры и куда ушли выделенные 34 миллиона бюджетных рублей.
С чего всё начиналось
Деньги на съемки «Праздника непослушания» Министерство культуры решило выделить в честь 100-летия Сергея Михалкова, который написал одноименную сказку-повесть. 34 миллиона рублей в 2013 году получила кинокомпания «Стелла». Ее продюсер Федор Попов в 2014 году заключил договор с режиссером Валерием Харченко.
- Ко мне обратился оператор Элизбар Караваев, который работал вместе со мной над фильмом «Фантазии Веснухина», и передал предложение Попова, - вспоминает Харченко. - Я согласился, потому что знал Элизбара. Только потом я выяснил, что до меня было три режиссера, которые ушли со скандалом… Денег продюсер ни на что не давал. Ни на детей, ни на Клару Новикову, которая запросила 150 тысяч за съемочный день. Тогда я позвал друзей - Филиппа Киркорова, который снимался у меня в «Салоне красоты», 89-летнюю народную артистку Веру Васильеву и Наташу Королеву, которые согласились работать бесплатно. Филипп прилетел специально на съемки, пришел на площадку со своими костюмами, гримерами.
Ташкова сыграла идиотку
- И как таким кинокомпаниям выделяют деньги…
- Метраж фильма по одобренной заявке составлял 90 минут, а в конечном итоге сделали только 76. Кино я должен был снять за полгода, так как полтора года до меня оно уже якобы было в процессе работы. Автором фильма в договоре с Минкультом, как выяснилось позже, числился сам Попов.
- Почему вы не ушли сразу?
- Я пригласил много людей, которые меня знали. Хотел снять и забыть как страшный сон. Вытянул картину мальчик Тимофей Разуваев, который уже снимался в кино. Мне удалось его протащить в состав правдами и неправдами. А вот Татьяна Ташкова, жена режиссера и сценариста Евгения Ташкова, попала в картину по блату, сыграла какую-то идиотку. Дочь продюсера Попова тоже не могла ничего нормально сыграть. Но самое страшное другое. Неожиданно, накануне последнего съемочного дня, при невыясненных обстоятельствах погиб актер Алексей Девотченко, игравший мага Фортуната. С ним оставалось сделать четыре сцены. Попов, по обыкновению, заявил: «Денег на других артистов нет!» Но я понял, как спасти фильм. Злодей Маг, питаясь энергией детей, молодеет. Я взял похожих артистов-друзей, объяснил, что денег нет, и они бесплатно сыграли эти сцены. Но буквально на следующий день я читаю в газетах: компания «Стелла» объявила о приостановке картины в связи с гибелью актера. Попов мне так объяснил: «Выбьем из Министерства культуры еще 20 миллионов, так как умер Девотченко». Он попросил монтажера подготовить материал, но вырезать кадры с Девотченко. Якобы фильм готов, но надо переснять картину с другим. Я объяснил, что нельзя показывать фильм в Минкульте без Девотченко, и отказался участвовать в махинациях. Но Попов заставил монтажера вырезать роль Фортуната. И в таком виде фильм представили в министерстве. Те посмотрели и, конечно, отказали в деньгах.
- И тогда вас уволили?
- Попов сказал: «Видите, у Минкульта отрицательное отношение к материалу». Тогда я решил сам смонтировать фильм и нашел режиссера монтажа Игоря Маслова со своей аппаратурой. Когда я представил Попову фильм, то попросил деньги за съемочный период. Он заплатил третью часть, объяснив, что картина еще не совсем готова. А потом признался: «Вашего монтажера не берем на работу и оплачивать два месяца его работы не станем. В договоре я указан как режиссер. Я доделаю фильм, а вы - народный артист, у вас и так много картин, одной больше - одной меньше. Деньги вы получите, но я поставлю в титрах свое имя». Я уже понял, что из этого, пардон, дерьма ничего не выйдет, поэтому согласился. На следующий день начался какой-то фестиваль, и он показал фильм, где его фамилия уже указывалась в качестве режиссера. Я молчал и ждал денег. Через две недели вдруг от Попова пришло электронное письмо: «Почему вы не появляетесь? У нас умер Девотченко. Нам надо доснять кино. Отснятый материал получил негативную оценку в Минкульте». После этого он написал, что они нашли на место режиссера монтажера Алексея Волкова, который до этого занимался рекламными роликами яблок и перца.
- Как же Волков стал режиссером?
- Попов имел неосторожность пригласить Киркорова на фестиваль в Ульяновск, где был представлен наш фильм. Филипп увидел в титрах в качестве режиссера фамилию Попова и устроил скандал. Тогда продюсер решил переквалифицировать монтажера Волкова в режиссера. Тот гарантировал, что весь материал будет оригинальный и не станет содержать заимствований у третьих лиц. В итоге якобы за четыре дня он снял весь фильм и получил 622 тысячи рублей. Он за четыре дня, а я за весь период меньшую сумму! Думаю, Волков вообще ничего не получил, но зато его имя стоит в титрах «Праздника непослушания». По закону продюсер не имел права ставить в титрах фамилию другого режиссера, если тот снял менее 20 процентов картины. Кроме того, чтобы меня заменить, должен был быть официальный приказ, а его нет. На самом деле в картине только несколько секунд новых появилось. Жена Волкова написала банальный текст - даже со сценаристом Аркадием Ининым не согласовали, что его возмутило.
- Значит, кроме вас, есть еще недовольные?
- От родителей десятерых детей есть официальные бумаги, что их ребятам не заплатили гонорар. Попов отвечал, дескать, все дети были волонтерами. Но это ложь, дети не были волонтерами, мы их отбирали, просили заключить с ними договоры, обещали заплатить, но денег они так и не увидели. А ведь дети не ходили в школу и работали вместо положенных шести по 12 часов.
Сейчас нам выделили киноведов-кинокритиков, которые сделали экспертизу, кто же снял кино. На днях Попов попросил суд назначить вторую экспертизу - якобы нами представленная экспертиза куплена.
Будьте вы прокляты!
34 миллиона рублей - сумма немаленькая, особенно если учесть, что все съемки проходили в одном детском игровом центре. Почему же тогда детям из массовки продюсер отказался платить?
- Меня на проект пригласил Харченко, - рассказала бывший кастинг-директор фильма Наталья Мажуга. - Я должна была отобрать лучших детей. Месяц ездила по детским киностудиям, школам - искала подходящих девочек и мальчиков 4 - 12 лет. Когда мы с режиссером отсмотрели сотни видеороликов и отобрали счастливчиков, я составила список на утверждение Попову. Но на совещании Федор Максимович огорошил: «У нас свои дети, мы потом скажем кто. Репетиций не будет, они сильно загружены, поэтому работайте с ними в кадре». Я все же настояла на том, чтобы мне дали хотя бы электронные адреса родителей, куда бы я выслала сценарий. Кроме одной мамы, никто мне не ответил.
Когда детей привезли на шикарных машинах на съемки, я узнала их имена. В итоге в списке главных героев оказались не отобранные нами на кастинге, а блатные дети, в частности бизнесмена из Нижегородской области Константина Тувыкина - Платон и Таисия. (Предприниматель, кстати, имеет общий бизнес по производству вин с Никитой Михалковым. - Н. М.) А также сын одного депутата и дочь продюсера Попова - Мария. Фамилии некоторых отпрысков влиятельных людей в субтитрах скрыли под псевдонимами. Ясно, что дети вообще не понимали, что им говорить и как работать перед камерой. Попов так объяснил: «Если мы их снимем, то нам дадут зеленый свет на всех фестивалях».
Когда картина была почти готова, продюсер на собрании сообщил: «Наверху» недовольны фильмом, поэтому мы тебя увольняем». Якобы я не организовала репетиций и не отобрала детей. Хотя продюсер прекрасно понимал, что ни о каких репетициях с блатными детьми не могло быть и речи. Денег мне за работу вообще не хотели платить. Только после того, как я написала письмо, что буду жаловаться в вышестоящую инстанцию, Попов все же выплатил мне зарплату.
Съемочный день ребенка из массовки стоил 5 тысяч рублей, а день блатных детей - 25 тысяч. Была скандальная история, когда мама ребенка, которой сказали, что ее мальчик не получит ни рубля, увидела бумаги, где другие дети получают по 25 тысяч, с проклятиями ушла прямо с площадки. Зарплату Ирине Гриневой и Эвклиду Кюрдзидису пришлось выпрашивать у продюсера, который хотел всех снимать бесплатно. За съемочный день актеру заплатили всего 60 тысяч рублей, хотя у него съемочный день стоит дороже. А когда продюсер привел Татьяну Ташкову, пришлось переписать под нее сценарий, потому что на роль мамы она явно опоздала.
Из первых уст
- Моя дочь Настя играла одну из главных ролей, - рассказывает Елена Грязнова. - Обещали заплатить 35 тысяч рублей, но договор не заключили, обещали это сделать позже. Среди детей есть еще десяток, которым даже по 500 рублей не дали. Как сказал Попов: «Вас никто не держал, вы сами пришли». Мы написали коллективную жалобу Уполномоченному при Президенте России по правам ребенка. Оттуда юрист дал ответ, что мы не имели права разрешать детям сниматься без соблюдения всех требований закона и что с нами имеют право заключить договор в одностороннем порядке, поставив любую сумму. Писали мы письмо и министру культуры Мединскому, который нам посоветовал обратиться в суд. Хуже всего то, что ребенок вырастет и поймет: его просто использовал взрослый дядя Попов.
- За 12 дней работы помощником режиссера на картине «Праздник непослушания» мне не заплатили ничего, - возмущен Роман Кулипетов.
- Деньги я получил только после того, как начались суды, - объяснил второй режиссер Сергей Внуков.