В кресло режиссера во время съемок нельзя садиться никому, кроме него самого. Так гласит старое поверье. Вообще-то киношники страшно не любят раскрывать свои суеверия и даже злятся, если их об этом спрашивают. Но на днях на студии Горького открылась выставка «За кадром: Есть что посмотреть», где не только разрешили посидеть в кресле постановщика, но и рассекретили некоторые тайны создателей фильмов.
Вот например:
- Если кот добровольно вышел на съемочную площадку - это сулит огромный успех фильму. И не беда, что эпизод придется переснимать заново.
- Звукорежиссеру нельзя стричься и бриться во время съемок. Считается, что это главное зло для будущей киноленты.
- Праздник по окончании съемок называют «шапкой». Название пошло со времен, когда собирали деньги на банкет в шапку. Но тосты за фильм - под запретом!
- В гримерку заходить можно только с левой ноги, чтобы не лишиться удачи в профессии.
- Актеры считают, что роли в париках приносят успех, а еще удачу сулит найденный на площадке кривой гвоздь.
- Хлопушкой вне кадра хлопать нельзя: иначе «нахлопаешь» лишние дубли.
- А вот сесть на сценарий, даже если его уронили в лужу или в снег, - очень хорошо.
На экспозиции рассказали и о давней традиции - бить тарелку на съемках. Обычно после первого удачно отснятого кадра посудина с нанесенным на нее названием фильма и именами членов съемочной группы разбивается о световую стойку. А осколки разбирает на память вся команда.
Давно замечено, что правильно разбитая тарелка приносит неимоверный успех фильму, но такая традиция существует только у отечественных кинематографистов: ввел ее Сергей Эйзенштейн, расколотив блюдце перед работой над «Броненосцем «Потемкин». Вспыльчивый режиссер меньше всего думал о каких-то традициях и приметах: он просто запустил столовый предмет в голову одного из нерадивых артистов.
Джигарханян не стал спасать радистку Кэт
Открывшаяся выставка - репетиция перед главным стартом. Нынешним летом на киностудии Горького появится большой музей. Но и на нынешней временной экспозиции есть на что посмотреть. Здесь подробно рассказывают, как устроено кино и съемочная площадка. Раскрывают детали кинопроизводства и даже дают попробовать себя в роли осветителя.
Яркие экспонаты - это редкие фото, развешанные по стенам. Очень удивляет, к примеру, Лев Толстой у объектива камеры. Снимок был сделан во время съемок фильма о классике, где в его роли блеснул Сергей Герасимов.
Еще один крутой экспонат - альбом с утвержденными фотопробами к «Семнадцати мгновениям весны». Листая раритет, можно увидеть, например, что на роль хорошего немца Хельмута, спасшего радистку Кэт, поначалу утвердили Армена Джигарханяна. А Штирлица должен был сыграть рижский актер Паул Букевич. В итоге в последний момент образ советского разведчика воплотил Тихонов, но Пал Палыча (как называли латыша на площадке) совсем не оставили. Он изобразил связного.
Источник фото: Ярослав Чингаев/Агентство «Москва»,Евгения Коробкова,Руслан Вороной