Пятеро советских звезд, не сыгравшие в пяти культовых фильмах: творческая судьба каждого из этих актеров могла бы сложиться иначе
Когда мы говорим «культовый фильм», то подразумеваем сразу все: интересные сюжет, режиссерскую трактовку и, конечно, стопроцентное попадание при подборе актеров. Потом, узнав, что на ту или иную роль пробовался и не прошел кто-то другой, без сожаления говорим: «Ну и хорошо, что не сыграл!». И не задумываемся, что же стояло за этой нестыковкой и какой след она оставила в душе того, кого мы так и не увидели на экране.
Олег Басилашвили – «Ирония судьбы, или С легким паром!» (Ипполит)
В 1976 году советские телезрители получили потрясающий новогодний подарок, комедию Эльдара Рязанова. Фильм смотрели затаив дыхание, и никто не обратил внимания на крошечный эпизод, когда Надя поднимает из снега фотографию жениха. Роль отставленного Ипполита играл красавец Юрий Яковлев, а на снимке был тоже очень импозантный, но совсем другой мужчина – Олег Басилашвили.
Познакомившись с Басилашвили лично, Рязанов спросил: «А почему вы не снимаетесь в моих фильмах?». Актер пошутил: «Я и сам этого не понимаю!».
Эльдар Александрович дал Олегу Валериановичу расписку: мол, обязуюсь снимать постоянно! И предложил ему роль Ипполита. Но первым их совместным фильмом стал все-таки «Служебный роман» в 1977 году.
Случилось так, что уже после того, как были сняты несколько эпизодов для «Иронии…», Олег Валерианович потерял отца. Практически одновременно, в марте 1975 года, умер знаменитый артист БДТ Ефим Копелян, что, естественно, вызвало изменения в репертуаре и в актерских составах спектаклей.
…Отец, Валериан Ношреванович, в свое время был категорически против того, чтобы сын шел в актеры. Сам он служил директором Московского политехникума связи им. Подбельского и настаивал на том, что мальчик должен изучать математику. Олег же эту науку ненавидел. Не пошел он и по стопам матери, Ирины Сергеевны Ильинской, филолога, доктора наук. Кстати, мало кто знает, что дед Басилашвили по матери создал проект храма святых мучеников Адриана и Наталии, который находится у станции Лосиноостровская.
Несмотря на то, что отец был родом из Тбилиси, Басилашвили всегда считал себя коренным москвичом. Переезд в Ленинград, где его после Школы-студии МХАТ приняли в Театр им. Ленинского комсомола, дался ему с большим трудом. Но потом последовало приглашение Басилашвили и его первой супруги Татьяны Дорониной в ленинградский БДТ к Георгию Товстоногову, и с тех пор дорога между Питером и Москвой стала для артиста, как он сам говорит, «рабочим местом»
Людмила Гурченко – «Гусарская баллада» (Шурочка Азарова)
Казалось бы, после обвального успеха «Карнавальной ночи» (1956 г.) у Эльдара Рязанова не могло быть другой претендентки на роль в музыкальной комедии, кроме Гурченко. И действительно, приступая в самом начале 60-х к фильму, Рязанов пробовал свою «крестницу», причем в паре с Вячеславом Тихоновым. Как позже вспоминал режиссер, Гурченко играла на пробах плохо и при всей своей дисциплинированности явно не выучила текст. Тогда Рязанов не захотел поинтересоваться, что же происходит с актрисой. А оказалось, что в ее жизни наступил очень сложный период.
В 1958 году Люся вышла замуж за красавца Бориса Андроникашвили, сына репрессированного писателя Бориса Пильняка и актрисы Киры Андроникашвили, семья которой имела дворянские корни.
Любовь и брак были стремительными, у молодых в 1959 году родилась дочь Маша. В отличие от Бориса, у Гурченко не было ни знаменитой родни, ни связей, зато были напор и чувство долга, которое заставляло ее работать на износ, чтобы близкие не нуждались. Борис же все время «подавал надежды». Окончив сценарный факультет ВГИКа, единственный более-менее известный сценарий создал к 1974 году. В тот момент, когда Гурченко пробовалась у Рязанова, маленькая Маша болела, денег не было, все проблемы лежали исключительно на плечах Людмилы. Практически в то же время, в 1960 году, брак Люси и Бориса был расторгнут.
Любопытно, что следующей, гражданской, женой Андроникашвили стала полная противоположность Гурченко - Нонна Мордюкова. Общим у молодых женщин было чувство долга и бешеная энергия. Нонна, которая моталась по съемкам и концертам, долго не могла понять, почему «Боречка» ничего не пишет, не зарабатывает, но зато любит шумные и вкусные застолья. Они тоже расстались.
Александр Демьяненко – «Гамлет» (Гамлет, принц Датский)
Актеры часто говорят, что роли для них как дети, и любимую среди них выбрать невозможно. Так вот, Демьяненко ненавидел своего Шурика всем сердцем.
Об Александре Сергеевиче иногда вспоминают как о человеке с трудным характером. Он упорно стремился в профессию, но это не мешало ему уже в юности поступать парадоксально и делать так всю жизнь.
Например, приемной комиссии Демьяненко заявил, что стихи и басню читать не будет, а исполнит диалог Счастливцева и Несчастливцева из пьесы «Лес» Островского по ролям. Мог выйти из аудитории и отправиться на свидание к своей невесте Марине. Он прожил с ней 16 лет душа в душу, а потом однажды пришел, молча собрал чемодан и ушел к другой.
Будучи уже немолодым человеком, Демьяненко рассказал, что роль Шурика сломала ему всю жизнь. Его утвердил на роль Гамлета режиссер Григорий Козинцев, но тут позвонил Леонид Гайдай, который долго искал молодого актера в фильм «Несерьезные истории» на роль студента, которого должны были звать Владиком.
Демьяненко решил: фильм будет проходной, снимусь, делов-то, как говорится. Но из этого вышли «Операция Ы…», «Кавказская пленница», а потом еще и «Иван Васильевич меняет профессию». А звонка от Козинцева Демьяненко так и не дождался. Режиссер решил, что тот, кто снимается в легкомысленной комедии, ему не подходит, а роль Гамлета стала одной из самых великих для Иннокентия Смоктуновского. Демьяненко же всю жизнь терпеть не мог, когда при встрече люди искренне, от души радостно кричали ему «Шурик!». Актер до смерти считал, что эта роль перечеркнула весь его творческий диапазон.
Олег Ефремов – «Офицеры» (Иван Варавва)
Фильм о друзьях-военных Алексее Трофимове и Иване Варавве был практически дебютным для режиссера Владимира Рогового. Он очень хотел, чтобы удалого однолюба Ивана сыграл Олег Ефремов, хотя Олег Николаевич на своего героя походил гораздо больше не в личной жизни, а в профессии – он был до мозга костей предан Театру.
Ефремов был утвержден на роль Вараввы, но так и не сыграл ее. Пишут, что он был занят в другом фильме. Но, скорее всего, Ефремову помешало другое – именно в 1970 году, когда шла работа над «Офицерами», ему последовало приглашение от министра культуры Екатерины Фурцевой стать руководителем МХАТа.
Такое пожелание высказали корифеи, или «старики», театра, которые уже не могли видеть бесконечно разрастающуюся труппу и полупустой зал. Ефремов же к тому времени сделал немыслимое – набрав в начале 50-х группу своих студентов из Школы-студии МХАТ и репетируя с ними по ночам, он постепенно создал театр «Современник», который гремел не только в Москве и в который невозможно было достать билет.
В свое время молодого Ефремова после Школы-студии распределили не в альма-матер, а в Центральный детский театр. Он быстро стал там лидером, но МХАТ сидел в его сердце занозой.
Конечно, предложение было лестным, но очень быстро Ефремов понял, что придется резать по живому. Три дня и три ночи он уговаривал своих товарищей по «Современнику» уйти за ним (ему давали в министерстве все гарантии). Но ушли, и то далеко не сразу, единицы, правда, очень талантливые.
Театр возглавила ученица Ефремова Галина Волчек, и «Современник» до сих пор является одним из самых популярных в стране. А вот Ефремов во МХАТе так и не смог осуществить многое из задуманного, и в 1987 году Москву потряс театральный скандал, когда из одного МХАТа образовались два: «ефремовский», им. Чехова и «доронинский», им. Горького. Оба театра работают до сих пор, во главе Горьковского по-прежнему Татьяна Доронина, МХТ им. Чехова руководит Олег Табаков.
А роль Ивана Вараввы блестяще сыграл красавец Василий Лановой.
Нонна Мордюкова – «Тихий Дон» (Аксинья)
В 1948 году студентка ВГИК, приехавшая из Краснодарского края, Нонна Мордюкова дебютирует в фильме своего педагога Сергея Герасимова «Молодая гвардия» и вместе с другими его учениками и коллегами по фильму получает Сталинскую премию.
Но взгляд Герасимова выделял именно Нонну. Настолько, что режиссер и педагог, которому было уже за 40 и который был женат на красавице актрисе Тамаре Макаровой, очертя голову едет в станицу просить у матери Нонны руки своей студентки.
Маме, Ирине Петровне, которая была председателем колхоза и очень самостоятельной женщиной, это совсем не понравилось. Она сказала дочери, что нечего прятаться за спинами мужей-режиссеров, надо всего в жизни добиваться самой. К тому же ей был по душе молодой сокурсник Нонны Слава Тихонов.
Нонна вышла замуж за Славу, а Герасимов через некоторое время приступает к работе над «Тихим Доном», И словно не замечает, что у него есть готовая Аксинья – черноволосая красавица Мордюкова, которая до мелочей знает повадки казаков, их говор, обычаи, манеру женщин носить коромысло и прочие тонкости. Герасимов приглашает на роль тоже очень красивую, но совершенно другую актрису – Элину Быстрицкую.
Тогда молодая Мордюкова чуть не покончила с собой. До конца своих дней актриса изводила себя тем, что не сыграла Аксинью. Она была уверена, что Герасимов отомстил ей за свое неудачное жениховство. Мало того, Нонна Викторовна ненавидела ни в чем неповинную Быстрицкую, после премьеры фильма сказала ей злые слова. А потом не ленилась высматривать, где и в каком эпизоде Элина Авраамовна сделала, по ее представлению, «не так». И даже потрясающие роли, сыгранные в дальнейшем непревзойденной Нонной Викторовной, не могли полностью заменить ей утраченную шолоховскую героиню.