Что стоит прочитать у Нобелевских лауреатов по литературе

Фото: REUTERS

Самые интересные и значимые произведения Нобелевских лауреатов по литературе последних 10 лет

В Швеции объявили имя обладателя Нобелевской премии по литературе, в этом году им стал британец японского происхождения Кадзуо Исигуро. 62-летний писатель обошел таких классиков мировой литературы, как Харуки Мураками, Филип Рот и Кормак Маккарти.

Как правило, главную литературную премию года получают авторы, с которыми массовая аудитория знакома плохо или не знакома совсем. Устраняем этот пробел и рассказываем, какие произведения недавних лауреатов Нобеля действительно достойны внимания.

Читайте также: Шесть самых страшных ошибок Нобелевского комитета  >>

«Остаток дня», Кадзуо Исигуро

Удивительно, но именно японцу удалось написать произведение, которое критики назвали одним из самых «английских» романов второй половины XX века. «Остаток дня» посвящен дворецкому Стивенсу, который всю жизнь провел в доме благородного лорда Дарлингтона, а ныне вынужден прислуживать богачу из Америки и с тоской вспоминать безвозвратно ушедшие годы.

Исигуро настолько точно удалось передать настроения, царившие в Англии во второй половине XX века, что сразу же в год выхода романа он был удостоен главной британской литературной награды — Букеровской премии, и в 35 лет по сути уже стал классиком для англичан.

«У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ / Комсомольская правда

Белоруска Светлана Алексиевич хоть и пишет на русском языке, но в России до получения Нобелевской премии была известна сравнительно мало. Возможно, причина тому кроется в редком жанре, в котором работает Алексиевич — художественно-документальная проза. Книги Алексиевич посвящены войнам и трагедиям, поэтому читать их тяжело и больно, но необходимо, ведь они пропитаны идеями гуманизма и сострадания.

Самое знаковое произведение Алексиевич — сборник очерков «У войны не женское лицо», рассказывающий истории женщин-участниц Великой Отечественной войны. Эта душераздирающая документалистика о главной войне XX века настолько зацепила западного читателя, что во многих странах Европы была включена в школьные и вузовские программы.

«Улица Темных Лавок», Патрик Модиано

Француз Патрик Мадиано, получивший Нобелевскую премию в 2014 году — продолжатель традиций Марселя Пруста и Луи-Фердинанда Селина. Свои произведения он умело стилизует под творчество этих и других классиков французской литературы.

Большинство романов Модиано посвящено теме оккупации, но, пожалуй, главная работа Модиано «Улица Темных Лавок» - это маскирующийся под детектив психологический роман о человеке, потерявшем память и шаг за шагом пытающемся прийти к разгадке своей судьбы.

«Устал рождаться и умирать», Мо Янь

Фото: wikipedia.org

Главный китайский писатель современности в 2012 году получил Нобеля с формулировкой «за галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью». Его сюрреалистичные романы полны непристойностей и жестокости, однако за грубой формой скрываются истории о героизме, который еще имеет место быть в нашем жестоком мире.

«Устал рождаться и умирать» - один из последних романов писателя, его опус магнум. Его идею Мо Янь вынашивал несколько десятилетий, а написал за 43 дня. Он менее груб и более созерцателен в сравнении с другими его романами и не раз признавался критиками его лучшей работой. Повествование в ней ведется от лица помещика, казненного во время земельной реформы 1950 года и наблюдающего за событиями последующих 50 лет, перерождаясь в различных домашних животных.

«Зеленый дом», Марио Варгас Льоса

Перуанский прозаик Марио Варгас Льоса известен в России по большей части за счет романа «Похождения скверной девчонки» 2006 года, который по сути является осовремененной трактовкой «Госпожи Бовари» Гюстава Флобера. Однако критики признали этот роман одной из главных неудач перуанца, так что составлять впечатление о Нобелевском лауреате 2010 года по нему не стоит.

Куда более показателен роман «Зеленый дом», посвященный жизни борделя в Пьюре. Он написан в необычной технике — все главы романа и даже диалоги внутри глав перемешаны. Такие мгновенные перемещения во времени и месте действия позволяют увидеть действительность с разных точек зрения. Роман был удостоен премии за лучшее испаноязычное произведение, с большим отрывом обойдя Габриэля Гарсию Маркеса.

«Пустыня», Гюстав Леклезио

В 1994 году Леклезио был признан во Франции величайшим из живущих писателей, пишущих по-французски, а спустя 14 лет удостоился и международного признания в виде Нобелевской премии.

В романе «Пустыня» 1980 года он поднимает важнейшую для Франции проблему миграции, которая за прошедшие 30 с лишним лет обострилась до предела. В книге две основных сюжетных линии — мальчик-африканец, оказывающийся в центре антифранцузского восстания, и девочка-сирота из Марокко, волею судьбы попадающая во Францию и становящаяся там звездой. Леклезио исследует понятия цивилизованности и дикарства, причем происходит это на фоне оживленного драматического сюжета.

«Пятый ребенок», Дорис Лессинг

Фото: wikipedia.org

Ровно 10 лет назад Нобелевскую премию по литературе получила британка Дорис Лессинг, поднимающая в своих произведениях проблемы феминизма.

Самый острый и значимый из ее романов позднего периода - «Пятый ребенок». Проникновенная история о ребенке с признаками аутизма, который нарушил идиллию счастливой семьи Ловаттов, его взрослении и отношении с родителями, братьями и сверстниками, покорила сердца людей по всему миру и возвела Дорис Лессинг в разряд классиков английской литературы.