Четвертого октября режиссеру одного из самых популярных фильмов 50-х Марлену Хуциеву исполняется 92 года
«Весну на Заречной улице» смотрят и любят уже 60 лет. Это картина о молодости наших бабушек и дедушек, о весне как начале жизни и о той самой проходной, что «в люди вывела меня». Были ли реальные прототипы у главных героев фильма и кто «подсмотрел» за жизнью рабочих Запорожского металлургического комбината - об этом в материале EG.RU.
Веселая компания
В далеком 1952 году Марлен Хуциев получил диплом ВГИКа и устроился работать помощником режиссера. Пока он официально трудился над чужими проектами, неофициально писал свой первый сценарий.
Через год его пригласили режиссером на Одесскую киностудию, которая только восстановилась после войны. И Марлен Мартынович предложил в работу только что написанный им сценарий. Однако сочинение посчитали сырым и попросили дописать. И Хуциев обратился за помощью к приятелю Феликсу Миронеру, с которым вместе жил в одной комнате в общежитии ВГИКа и снимал дипломную работу, короткометражку «Градостроители». Правда, по другой версии всю историю о сталеварах придумал Миронер, который сначала написал одноактную пьесу, а потом с Хуциевым переделал ее в сценарий.
Позднее Марлен Мартынович признавался, что никогда так легко не снимал кино. И это неудивительно: над картиной работали выпускники ВГИКа, которые прекрасно знали друг друга. Хуциев и Миронер – однокурсники. Главными операторами были приглашены учившиеся на год позже Петр Тодоровский и Радомир Василевский.
В 1953 году актерский факультет ВГИКа окончил Николай Рыбников, прекрасно знавший всю компанию, точно так же, как и однокурсники Юрий Белов и Геннадий Юхтин, окончившие институт двумя годами позже. Все были молоды, мечтали изменить мир и сделать что-то прекрасное. Может быть, поэтому их фильм и пронизан чувствами, мыслями, взглядами, которые человек может испытывать только в молодости.
Есть такая улица
Основные сцены фильма снимали в Запорожье. Там люди, работавшие на заводе в начале 50-х, до сих пор верят, что фильм «Весна на Заречной улице» снят именно про них. Удивительно, но киноистория совпадает с реальной жизнью даже в мелочах.
Читайте также: Благодаря кому «Петровка, 38» стала знаменита на всю страну >>
Как и в кино, молодые люди после смены на металлургическом комбинате шли вечером учиться в школу рабочей молодежи. По сюжету учительница русского языка и литературы Татьяна Сергеевна Левченко (Нина Иванова) приехала в поселок не к началу учебного года, а когда занятия уже были в разгаре. Об этом можно судить, по цветам, которые принес на первый урок педагогу главный герой фильма сталевар-передовик Саша Савченко (Николай Рыбников). Он попытался вручить ей букетик со словами, что это последние осенние цветы.
В Запорожье произошла похожая история. В ноябре в школу прибыла учительница русского языка и литературы. Как и в картине, в классе новой «русички» была беременная ученица. А их главный заводила Саша Рыщенко удивительным образом походил внешне и по характеру на актера Николая Рыбникова.
Также запорожцы показывают дом, в котором по сценарию жила Татьяна Сергеевна, снимая за огромные деньги комнату. Говорят, что хозяйка развалюхи якобы специально ее не перестраивает в память о фильме. Интересно, что горожане настолько прониклись мелодрамой и поверили в ее героев, что уверены: улица Заречная в их городе была всегда.
Мужская дружба
Как-то в 1953 году на «Запорожсталь» приехал представитель Одесской киностудии. Он походил по заводу, побывал в мартеновском цеху, понаблюдал за работой сталеваров. А потом рассказал рабочим, что скоро на комбинате начнутся съемки фильма о металлургах.
Киношника познакомили с заслуженным сталеваром Украины, 23-летним Григорием Пометуном. И именно этого уникального парня, который в таком молодом возрасте удостоился почетного звания, попросили обучить Николая Рыбникова. И вскоре приехал сам актер. К этому времени Рыбников уже снялся в нескольких фильмах, но всесоюзной славы еще не имел. Николай и Григорий быстро нашли общий язык. Несколько недель артист всюду ходил за сталеваром, слушал объяснения и даже интересовался тем, что ему в общем-то не нужно было для роли. Пометун учил Рыбникова правильно подходить к печи, работать лопатой во время плавки.
Правда, была одна проблема, с которой не смогли справиться ни актер, ни его наставник. Николай не потел возле печей, а режиссер хотел показать именно потное лицо металлурга – иначе, считал Хуциев, выглядело бы не правдоподобно. И тогда решили, перед тем как Рыбникову войти в кадр, обливать его из ведра водой.
В результате работа над фильмом растянулась на два года. За это время актер и сталевар стали настоящими друзьями. У них было много общего, они даже внешне были похожи. Как-то Георгий Пометун рассказывал журналистам, что, когда ездил по городам Сибири, то с ним произошел забавный случай. На официальном приеме к нему подошел какой-то важный мужчина, увидев у сталевара звезду Героя соцтруда, весело произнес: «Николай Николаевич, когда это тебе Героя дали?». Пришлось сталевару объяснять незнакомцу, что он не известный артист, а металлург.
Пометун и Рыбников общались и после выхода картины. Актер старался каждый год приезжать в Запорожье на День металлурга и обязательно навещал Пометунов. Друзья поддерживали связь до самой смерти артиста. И можно сказать, что Саша Савченко из «Весны на Заречной улице» во многом похож на Григория Пометуна – сталевара-передовика.
Дело всего города
Жители Запорожья принимали активное участие в работе над фильмом. По городу тогда были расклеены объявления, в которых всех желающих от 18 до 60 лет приглашали на съемки в кино. Но не всех брали на киноплощадку. Сначала с претендентами проводили собеседование, смотрели их актерские способности: кто-то пел частушки, кто-то читал стихи или танцевал. Снимали в основном ночью и платили по тем временам неплохо: за участие в массовой сцене 25 рублей, в групповой – 40 рублей, в эпизоде - 75 рублей. Когда сегодня запорожцы смотрят «Весну на Заречной улице», то видят себя и своих знакомых в кадре.
Участники массовок, в основном молодые рабочие металлургического комбината, хорошо помнят актеров, снимавшихся в фильме. Все были очень приветливы, просты в общении, много шутили и смеялись. Николай Рыбников с интересом расспрашивал молодежь, где она проводит свободное время, чем занимается, рассказывал о своих успехах и неудачах в мартеновском цеху.
Горожане считают, что московские артисты по-настоящему были увлечены металлургическим делом, были очарованы романтикой профессии, и именно поэтому получился такой замечательный фильм, который смотрят уже более 60 лет.