Во всех несчастьях народная артистка винит первую жену Владимира Басова, от которой когда-то его увела
В октябре 90-летие могла бы отметить актриса Роза МАКАГОНОВА. Сейчас ее имя мало кому что скажет, а в 50-х и 60-х годах оно гремело на весь Советский Союз. Изящная, обаятельная и талантливая Роза стала сниматься еще во время учебы во ВГИКе. Сыграла школьницу в фильме «Далеко от Москвы», позже студентку в детской комедии «Алёша Птицын вырабатывает характер». Но по-настоящему знаменитой стала после ролей в картинах первого мужа - знаменитого режиссера и актера Владимира БАСОВА - «Школа мужества» и «Необыкновенное лето». Звездную карьеру Макагоновой внезапно прервала тяжелая болезнь и предательство Басова, которой променял ее на красавицу Наталью ФАТЕЕВУ.
- Роза Ивановна с детства была моей любимой актрисой, - признается Александр Панкратов-Черный. - Когда я стал режиссером и в 1979 году в возрасте 30 лет запустился с первым фильмом «Взрослый сын», непременно захотел, чтобы Макагонова у меня снялась. Ей на тот момент было слегка за 50, и меня удивляло, почему такая замечательная артистка уже больше 15 лет не работает на экране и все ее практически забыли.
Вспомнив о Розе Ивановне, Панкратов-Черный немедленно отправился в актерский отдел киностудии и поинтересовался, жива ли она.
- Мне ответили: «Жива, но связи с ней нет», - продолжает Александр. - В результате, когда ее разыскали, оказалось, что Макагонова немного пополнела, но все же не сильно изменилась. «Зачем вы меня мучаете? - тяжело вдохнула она. - Вызвали, а все равно ведь снимать не будете». Чтобы сбить ее грустный настрой, я тут же ляпнул: «Все, вы утверждены на роль мамы главного героя». Ее лицо моментально озарила счастливая улыбка, а в глазах заблестели слезы благодарности. Я и сам чуть не расплакался, еще не зная, что кандидатуру Розы Ивановны мне придется с боем отстаивать перед худсоветом. Но она не подвела: приходила на площадку за несколько часов до съемок, проявляла глубочайшее уважение и к партнерам, и ко мне, и к другим членам группы.
Тимофей Лебешев, оператор «Взрослого сына», хотя и до этого давно был знаком с Макагоновой, постоянно приходил в восторг от ее игры и скромного поведения. На площадку и потом домой актриса добиралась на метро, отказываясь ехать на персональной машине. Только приговаривала: «Зачем же на меня бензин тратить?»
- После выхода картины Макагонову стали приглашать на творческие вечера, - вспоминает Панкратов-Черный. - Она благодарила: «Сашенька, у меня снова была встреча со зрителями, они громко аплодировали!» А однажды назначила встречу в ГУМе у фонтана и, вручая большой букет цветов, поделилась радостью: «Меня снова утвердили в кино. Сыграю Пульхерию Ивановну в картине по Гоголю». Я отвел ее в ресторан и предложил выпить немного вина за успех. Роза Ивановна расплакалась и, вспоминая былые годы, не могла поверить, что теперь у нее началась вторая жизнь в профессии.
Гибель на взлете
Роза с детства поняла, что хочет быть артисткой. В родном Саратове она, надев единственное легкое выходное платье, с упоением декламировала стихи на школьных вечерах. И не обращала внимания, что актовый зал насквозь промерз, а немногочисленные зрители кутались в пальто и шарфы. Шла война, и отапливать здание было нечем. Получив аттестат зрелости и уговорив подружку Женю Люхину составить ей компанию, Макагонова отправилась в Москву, где сразу же поступила во ВГИК.
В первокурсницу Розу моментально влюбился учившийся на режиссера лопоухий и носатый Володя Басов. Сначала Роза жутко стеснялась своего нескладного ухажера, но устоять перед его напором не смогла. И вскоре согласилась стать его женой.
- Все это происходило на моих глазах, - говорит однокурсница нашей героини, актриса Нина Агапова. - Я с восторгом наблюдала, как Розу и Володю переполняют чувства, и радовалась, что они полны надежд. Свадьбу особо не отмечали, денег-то ни у кого не было. Просто расписались. К тому же Макагонову преследовало жуткое заболевание: открытая форма туберкулеза - результат холодного и голодного детства. Недуг то и дело давал о себе знать.
Молодоженам предоставили отдельную комнату в общежитии ВГИКа. Но совместная жизнь оказалась не такой романтичной, как они себе представляли. Басов жутко ревновал супругу к каждому столбу и даже на секунду боялся оставить без контроля.
Когда же у Владимира появилась возможность самостоятельно снимать кино, он задействовал ее буквально в каждом своем фильме, которые стремительно выпускал один за другим.
Изначально Басов работал в тандеме с однокашником и близким другом Мстиславом Корчагиным и вынужден был добиваться согласия сорежиссера на участие Розы в их картинах. Говорят, Корчагин был не в восторге, что Владимир так активно продвигает жену на экран, и прямо в глаза ему это высказывал. Хотя претензий к ее актерской игре не выдвигал. Розе Мстислав тоже, мягко говоря, не нравился.
В 1953 году, сразу же после выпуска совместного фильма «Нахлебник», Басов и Корчагин приступили к экранизации повести Аркадия Гайдара «Школа». Лента получила название «Школа мужества». Съемки проходили в Ленинграде, а в тот день, когда все было закончено, друзья крепко отметили это событие и тут же поспешили в аэропорт, чтобы лететь в Москву.
- Когда они пришли к трапу, то бортпроводник отказался пускать их в самолет, - вспоминал питерский кинорежиссер Виталий Мельников. - «Как же так, нам надо срочно везти пленку в столицу», - давили на жалость Басов и Корчагин. «Ну, ты, пожалуй, потрезвее, - сказал бортпроводник Корчагину, - лети». Мстислав забрал материал и, улыбаясь, уселся в мягкое кресло. При взлете самолет разбился прямо на глазах у оставшегося в аэропорту Басова. Гибель друга стала для него тяжелой потерей. Володя стал выпивать, приговаривая: «Это на всякий случай. Если выпьешь, так, может, и выживешь».
Нерастраченная любовь
Макагонову продолжал мучить недуг, от которого ее пытались избавить спецы из Московского института туберкулеза. От отчаяния актриса рыдала в подушку, хотя врачи успокаивали, что шанс на излечение есть. Частые и длительные поездки в киноэкспедиции обостряли болезнь.
- Нам, коллегам, про свой недуг она ничего не рассказывала, все переживала внутри, - вдыхает актриса Татьяна Конюхова. - Даже в браке с Басовым, она, по сути, оставалась одиноким человеком. Детей они не смогли завести, да и потом мамой Роза так и не стала. Вместе с Макагоновой я снималась в ее последнем совместном фильме с первым мужем - «Необыкновенное лето». Она была трогательна, как солнечный зайчик, и потрясала своей изящной фигурой, как фарфоровая статуэтка. Красавицей ее не считали, но Розочкину наивность и нежность замечали все - и партнеры, и потом зрители на экране.
И вдруг в актерских кругах прошел слух, что Басов ушел от Розы к другой. Коварной разлучницей стала актриса Наталья Фатеева, увлекшись которой режиссер не только стал снимать ее в своих фильмах, но и вскоре повел в загс.
- Наташа Фатеева была красоты необычайной, что тут поделаешь, - вздыхает актриса Нина Крачковская, золовка знаменитой Натальи Крачковской. - Именно я Фатееву привела во ВГИК, после того как мы с ней на ее родной Украине познакомились. Наташа училась в Харькове в театральном, на радио работала, снималась в кино. Но поддалась на мои уговоры переехать в Москву. Кто же знал, что именно Фатеева разобьет семью Басова и Макагоновой? Розочка, конечно, попроще своей соперницы была. Более домашняя, скромная. Немудрено, что после развода ее карьера пошла на спад.
Впрочем, через несколько лет Роза смогла обрести новое счастье и вышла замуж за архитектора, с которым прожила семь лет.
- Имени его я уже не помню, - говорит Александр Панкратов-Черный. - Но на съемках Роза Ивановна делала тактичные замечания художнику-декоратору, добавляя, что у второго супруга родственная профессия и она теперь в этом немного разбирается. Макагонова жила жизнью и первого, и второго супруга, их профессиями.
- Конечно, ей больно было сверху вниз слететь, - добавляет Нина Агапова. - В 80-е годы Розочка снова очень сильно разболелась. Тогда ей как раз дали квартиру на Ленинском проспекте, рядом с памятником Гагарину, и она на радостях завела кота. Это был огромный и вальяжный красавец. Всю свою нерастраченную любовь она к этому животному изливала. Даже в больницу отказывалась ложиться, потому что питомца не с кем было оставить. В последние годы ее жизни мы особо не общались, у каждого своя жизнь, свои болячки.
- Я понимала, что Розочка постепенно угасает, - смахивает слезы актриса Инна Выходцева, подруга нашей героини, - но ничего не могла сделать, хотя и пыталась. Ходила в местком Театра киноактера, где мы обе работали, просила, чтобы ей хотя бы выделили деньги. Но там разводили руками. Мол, сама Макагонова отказывается писать заявление на материальную помощь.
18 апреля 1995 года Роза Иванова умерла от инфаркта. Ей было 67 лет.
- Знаете, я до сих пор общаюсь с Наташей Фатеевой, и та до сих пор свою вину перед Розой чувствует, - вдруг призналась Выходцева. - «Меня, видно, Роза прокляла!» - не так давно сказала мне Наташа (у народной артистки, как известно, не сложились отношения ни с одним из троих ее детей, сейчас она тяжело болеет, с трудом передвигается и живет в одиночестве. - Г. У.) А я думаю так. Просто не нужно делать в молодости гадостей, чтобы в старости за них не расплачиваться.
- А гибель в авиакатастрофе режиссера Корчагина, который недолюбливал Розу Ивановну, не кажется вам мистической?
- Я уверена, что Розочка даже слова плохого ни о ком за всю жизнь не сказала, - после некоторой паузы ответила Инна Николаевна и тут же сменила тему. - Хоть недолго, но она была счастлива и в первом, и во втором браке, и как актриса тоже. А что касается того любовного треугольника Макагонова - Басов - Фатеева… Тут все дело в Володе. Он всегда был большим бабником. Роза же знала обо всех его увлечениях, но мужественно терпела и соперницам зла не делала, и даже отношений ни с кем никогда не выясняла.