«Пепелац» сначала потеряли, а потом сожгли: какие еще неприятности преследовали съемочную группу картины «Кин-дза-дза»
Съемки разрешили благодаря авторитету Данелии. Но Александр Камшалов, который сначала заведовал сектором кинематографии отдела культуры ЦК КПСС, а потом был председателем Государственного комитета СССР по кинематографии, не скрыл от режиссера:
«Если бы это был не твой сценарий, я бы бросил читать этот бред на первой странице!»
Сценарий создавался в соавторстве – Георгия Данелии и Реваза Габриадзе. «Пепелацами» сегодня стали называть летательные аппараты самой разной конструкции. Считается, что название того фантастического агрегата, который присутствует в фильме, происходит от грузинского «бабочка».
«Пепелац», созданный из части корпуса самолета, поначалу потерялся – обнаружился во Владивостоке, куда по ошибке был отправлен. А фильм снимали в пустыне Каракумы.
Наконец заполучив агрегат, художник-постановщик настаивал: аппарат нужно немного подкоптить, чтобы выглядел достовернее. Все вышло хуже некуда.
«Зажёг факел, начал коптить. Декорация загорелась. Еле потушили, но один бок всё-таки сгорел. Я в Москве-то с трудом достал стратегический материал для обшивки пепелаца, а где его найти в центре пустыни? Но нам повезло - отыскали на местном военном аэродроме, залатали пробоину», — рассказывал Данелия.
Участникам съемочного процесса довелось пережить еще немало прежде, чем зрители увидели картину «Кин-дза-дза»: ветер разнес декорацию корабля, сделанная для фильма ракета взорвалась на старте, в подземном «пепелаце» случился пожар.
Оператор Павел Лебешев даже пошутил: мешают настоящие инопланетяне, которые не хотят, чтобы земляне узнали о них правду. Когда фильм вышел на экраны, за год его посмотрело более 15 миллионов человек.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов