185 лет назад, 19 января 1839 года, во французском Экс-ан-Провансе родился Поль Сезанн - художник, жизнь которого сложилась бы иначе, прислушайся он к отцу-банкиру. Будущий гуру постимпрессионизма, даже повзрослев, побаивался прагматичного родственника.
Папаша, Луи-Огюст Сезанн, преуспев в торговле шляпами, подался в ростовщики. Добиваясь возврата долга, подселялся к заемщику и принуждал его соблюдать режим экономии. Как правило, деньги быстро отыскивались. Если метод не действовал, имущество изымалось. Сын пойдет дальше и станет финансовой акулой, мечтал Луи-Огюст. Но хватка предпринимателя не передалась по наследству.
С деньгами у Сезанна долгое время было напряженно. Да и откуда им взяться, если его творческие экзерсисы мало кого интересовали, а делать что-то другое он не стремился? Отец выделял средства только на карманные расходы. Он снисходительно относился к увлечению сына рисованием, полагая, что это временно. В колледже Поль был силен в математике, переводах с латыни и древнегреческого, цитировал по памяти страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция, сам преуспел в стихосложении, - казалось, нет преград для дальнейшего образования. Но, увы: отучившись год на факультете права в местном университете, Сезанн рванул с кистями и красками в Париж. Там провинциала-самоучку никто не ждал, и вскоре он вернулся на родину. Поступил в Школу рисования, но через год снова оказался в столице.
Теперь Поль уверен в своем призвании. Отец разгневан, но мать, Анна Элизабет Онорин Обер, поддерживает кровиночку. Ее история тоже интересна. Неграмотная мастерица-шляпница стала любовницей своего патрона, 40-летнего Луи-Огюста, в 21 год. Старшие дочь и сын пары появились на свет вне брака - пара оформила отношения, когда Полю исполнилось пять лет. Вскоре после этого родилась его младшая сестра.
Внучата на стороне
Сезанн всю жизнь был трепетно привязан к матери, что осложняло его отношения с другими женщинами. Они и влекли его, и пугали. Приглашая натурщиц, Поль с трудом продолжал работу. Но странная фобия - боязнь прикосновений - удерживала от близости. В итоге даже женские типажи художник часто писал со стариков. Схватывал позу, а выпуклости и изгибы тела домысливал. К слову, работал Сезанн неспешно, поэтому не часто нуждался в услугах девушек. Но тем более удивителен факт, что одна из немногих позирующих Полю дам, далеко не самая очаровательная, стала его женой.
Дочь фермера Ортанс Фике зарабатывала в Париже шитьем. И иногда «натурой» в мастерских художников. Вскоре после встречи 19-летняя Фике и 30-летний живописец стали жить вместе. Через два года родился маленький Поль. О том, чтобы повести под венец мать своего ребенка, Сезанн даже не помышлял - родня точно не одобрила бы. Отец, как-то засекший сына у магазина с игрушечной лошадкой в руках, не преминул вставить шпильку: «Похоже, в Париже у меня подрастают внучата».
Пара поженилась лишь за полгода до смерти Сезанна-старшего. Тот догадался об этом, перехватив по обыкновению письмо, адресованное сыну некой мадам Сезанн. Рассердился и даже пригрозил вдвое сократить денежное содержание. Ни внука, ни его мать он так и не увидел. Но наследство, оставленное отцом, облегчило жизнь семейству Поля.
Кстати, окружение художника его супругу так и не приняло. Мать и сестры обвиняли невестку в алчности - и это после ее 17-летнего крайне скудного существования с Полем и скитания по чужим углам. А друзья окрестили скуповатую, сторонившуюся публичности женщину скрягой и унылой стервой. Живописец сам подливал масла в огонь. Он часто сопровождал жену в санатории, где та постоянно что-то лечила, а ее благоверный откровенно скучал. «Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», - подтрунивал он над ней и часто сбегал к друзьям.
В итоге супруги стали жить раздельно, что не мешало художнику продолжать писать портреты Ортанс. Она появляется на его полотнах 27 раз. Кроме того, не слишком искушенная в живописи дама, какой ее видели многие, помогала мужу с продажей картин и участием в выставках. Любовная история переродилась в деловое партнерство. И даже после расставания никто из супругов не связал жизнь с кем-то другим. А после кончины мужа Ортанс словно утратила благоразумие, просадив часть доставшегося ей наследства в карты и рулетку.
Она не смогла проститься с Полем: когда тот сгорал от пневмонии, его сестры не сочли нужным сообщить ей об этом. Сезанн простудился во время пленэра, но через день отправился дописать этюд. Попал под дождь. Организм, и без того ослабленный сахарным диабетом, которым Поль страдал всю жизнь, не смог победить инфекцию. 22 октября 1906 года 67-летнего живописца не стало. Его похоронили на кладбище Сен-Пьер вблизи Экс-ан-Прованса. Стоя у могилы, можно видеть «музу» Сезанна - гору Сент-Виктуар.
Олимпия и похотливая киска
В 1870 году Сезанн под влиянием скандально известной «Олимпии» Эдуарда Мане создал картину «Современная Олимпия». Но его трактовка смелее и на первой выставке импрессионистов в 1874-м вызвала насмешки. Критики писали: «Как сладострастное виденье, этот искусственный райский уголок оставляет все самые смелые попытки дышать... а господин Сезанн создает впечатление безумца, находящегося в белой горячке».
- Образы. В отличие от Мане, Сезанн не прописывает лица персонажей. Он показывает взаимодействие с пространством цвета и формы.
- Служанка. Сдергивая покрывало с девушки, она придает динамизм изображению. Ее фигура слегка размыта - эффект, который художник позаимствовал у фотографии.
- Люстра. Многие предметы едва намечены: художник словно прощупывает границы между эскизностью и законченностью.
- Кошка. Считалась символом женской похотливости. Французское chat на жаргоне имело неприличное значение.
- Шторы. Обрамляют с двух сторон ложе Олимпии, будто занавес. Из-за этого в изображении больше иронии, чем эротики.
- Ложе. Олимпия лежит, точно на сцене перед зрителями в партере, что добавляет театральности и пародийности происходящему.
- Цветы. Букет в помпезной вазе тоже выглядит как театральная декорация.
- Мужчина. Клиент куртизанки на переднем плане напоминает самого художника.
Все художники сходят с рельс
- 800 полотен - масштаб творческого наследия мастера. Создал он больше – просто все, что вызывало недовольство, автор безжалостно уничтожал.
- 87 раз живописец изобразил горную гряду Сент-Виктуар в Провансе. Наивысшая ее точка - Пик-де-Муш высотой 1011 м.
- 4 картины с видом на Сент-Виктуар находятся в России - две в Санкт-Петербурге и две в Москве. Всего в нашей стране хранятся 30 полотен мастера - 17 в Эрмитаже и 13 в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
- 26 автопортретов маслом создал художник. Плюс примерно столько же графических изображений.
- 40 лет продолжалась дружба художника с писателем Эмилем Золя, они познакомились еще подростками в колледже Экса. Приехавшего в Прованс из Парижа Эмиля одноклассники обижали, а Сезанн защищал. Считается, что их отношения сошли на нет после публикации романа «Творчество» (1886 г.), где Золя вывел Поля под видом художника, покончившего жизнь самоубийством.
- 35 лет - возраст, когда Сезанн впервые продал картину стороннему покупателю, не из круга друзей и почитателей. Его странные изображения часто критиковали, называя «живописью из сточной канавы».
- 1895-й - год, когда 56-летний Сезанн получил признание. После первой персональной выставки молодые дарования ломанули в Экс, мечтая увидеть мастера за работой. Нарасхват были и его суждения. Одно из них: «Все художники малость сходят с рельс. Есть такие, кто ради успеха, но я считаю, это те, кто обделен талантом. В искусстве надо быть неподкупным, а чтобы быть неподкупным в искусстве, надо приучиться быть неподкупным и в жизни».
Источник фото: Commons.wikimedia.org,Globallookpress.com