Есть вероятность, что в реальной жизни такие женщины владели недоступными другим тайнами
Баба-Яга — почти непременный персонаж русских волшебных сказок. С Ягой дети знакомятся в самом юном возрасте — им читают книжки, они смотрят детские спектакли и сказочные фильмы. И каждый раз при виде Бабы-Яги детское сердечко сжимается от страха.
А как иначе — ведь эта злая старуха, живущая в дремучем лесу, в непонятной скрипучей избушке на куриной ноге, способна причинить — и причиняет! - немало неприятностей главному герою — Ивану-царевичу, Иванушке-дурачку или кому-нибудь другому, такому же симпатичному и вызывающему сочувствие зрителей или читателей.
А кто такая эта самая Баба-Яга? Существовал ли такой персонаж в действительности, откуда пошли сказки про нее? В самом ли деле эта Яга была такой злой, наконец — что значит «костяная нога»?
Ряд волшебных изменений
Если внимательно почитать русские и другие славянские сказки, то можно увидеть: в них Баба-Яга бывает разной. Чаще всего она выступает в одной из трех ролей.
Первая — могучая воительница, защитница слабых, которая с помощью меча-кладенца побеждает противника.
Вторая — похитительница детей. Эта Яга так и норовит украсть у людей младенца или ребеночка постарше и утащить его в свою избушку. Там она хочет малыша поджарить и, видимо, съесть — а иначе для чего она кладет его на лопату и засовывает в печь?
Третья — щедрая дарительница. Баба-Яга, к которой забредает богатырь, Иван или другой герой (реже — героиня), сначала немного помучает гостя — например, заставит отгадывать хитрые загадки или выполнять трудные задания, - а потом по-царски наградит: даст коня, быстрого, как ветер, или укажет заветный путь, или вручит волшебный клубочек, и тому подобное.
Так кто же она — злая колдунья, убивающая и поедающая младенцев, или добрая всемогущая волшебница, помогающая героям в их делах? Откуда столько противоречий в этом образе, известном с детских лет?
Версия первая: проводница в потусторонний мир
Баба-Яга — покойница, умеющая находиться сразу в двух мирах — этом и потустороннем, и иногда служащая проводником «на тот свет». Курьи ножки — вовсе не куриные, как принято считать, а «курные» - окуренные дымом. Дело в том, что древние славяне так хоронили умерших — клали трупы в специальную «избу смерти» на высоких, окуренных дымом столбах, в глухой чаще леса.
Костяная нога — тоже понятно. Покойников располагали в этих избах ногами к выходу. Если заглянуть в избу через какое-то время — можно было увидеть уже лишенные плоти, «костяные» ноги.
Да и другие подробности свидетельствуют о том же. Баба-Яга обычно — лохматая простоволосая старуха, а женщины-славянки носили волосы заплетенными в косу всю жизнь, и только после смерти эту косу им расплетали.
Древние славяне всегда относились к умершим предкам с почтением и старались не тревожить их понапрасну, и только в самых тяжелых ситуациях к ним обращались за помощью и поддержкой.
Так и Иван-царевич приходит, превозмогая страх, к Бабе-Яге, когда ему приходится туго. И она, заставив его пройти испытания, награждает.
Версия вторая: ведунья-знахарка, реальная женщина
Возможно, образ сказочной Бабы-Яги соткался у народа под влиянием общения с нелюдимыми женщинами — знахарками, ведуньями, травницами. Почти в каждой деревне была такая. Обычно она жила или в крайней у леса избе, или в самом лесу, и ее остерегались: вдруг нашлет заклятие или порчу наведет.
А такая могла: ведь знахарки-ведуньи, избегавшие общения с людьми, близко общались с природой, знали каждую травку, каждый корень, помнили древние заклинания, заговоры и обряды.
Эта версия делает понятным стремление Яги сунуть ребятишек в печь. Сохранились свидетельства о том, что подобным образом повитухи в славянских селениях «допекали» слабеньких недоношенных младенцев. Их обмазывали тестом, укладывали на лопату и трижды засовывали в печь, приговаривая специальные слова. Тесто после этого отдавали собакам. Считалось, что этот обряд — очищение огнем — прогоняет все болячки, ребенок растет здоровым и крепким. Но ужас на людей обряд все-таки наводил, и к нему прибегали редко и только самые смелые.
Вспомните: ни в одной сказке Яга никому не причинила реального непоправимого вреда. Она не съела ни одного ребенка — только хочет это сделать, угрожает. И сами эти угрозы от ее имени, как предполагают ученые, появились в сказках после того, как на Руси начало распространяться христианство, и все языческие верования, а с ними и «добрые» колдуньи, стали истребляться.
Версия третья: древняя жрица, проводящая обряд посвящения юношей
Не исключено, что Баба-Яга как сказочный персонаж трансформировалась из образа древней могущественной жрицы, проводящей посвящение мальчиков племени в мужчины. В процессе обряда ребенок проходил через символическую смерть с тем, чтобы потом воскреснуть — уже взрослым человеком, мужчиной, который может вступать в брак (помните — баба-Яга после всех испытаний предлагает жениться на ее дочери?), и вообще, получает все права взрослого члена общества.
Обряд, видимо, был довольно жестоким и наводящим страх на юношей и их матерей. А что делать — взрослым стать непросто... Отсюда — все легенды о рискованных, на грани жизни и смерти, испытаниях, которые выпадали на долю попавших к Яге героев.
Другие версии
Существуют и другие — менее известные — версии происхождения образа Бабы-Яги. Например, некоторые ученые считают, что она пришла к славянам из Индии - «бабА-йага» - то есть «наставник йоги», мудрый старик (а вовсе не старуха).
Другие говорят, что славянские моряки привезли рассказы о страшном племени людоедов «ягга» из Центральной Африки — командовала племенем злая королева...
А может быть, Бабой-Ягой стали называть языческую богиню Мокошь — богиню судьбы, удачи, плодородия. Когда на Руси стало вводиться (часто насильно) христианство, древним языческим божествам намеренно приписывали уродливые черты и злые поступки. Так и получилось, что строгая, но справедливая богиня трансформировалась в злобную старуху с людоедскими наклонностями.
Все эти теории и версии — вовсе не истина в последней инстанции, а лишь попытки предположить, кем же на самом деле является «страшилка» из детства — Бабя-Яга, Костяная Нога?