«Конец мог бы быть любым»: автор книги «Слово пацана» о финале сериала

Иван Янковский в роли Адидаса

Когда Роберт Гараев исследовал «казанский феномен» и собирал истории о событиях в столице Татарстана конца 80-х годов, то и подумать не мог, что в итоге вся страна будет говорить о пацанах, слово «чушпан» прочно войдет в лексикон, а народ начнет ломать копья в спорах о том, есть ли вообще положительные герои в сериале Жоры Крыжовникова. Сам Гараев имел лишь косвенное отношение к съемкам проекта, но продолжает следить за его развитием.

Термин «казанский феномен» появился в 1988 году в статье «Дрянные» мальчишки» журналиста Дмитрия Лиханова о беспределе, который творился в тот период в Казани. Молодежные группировки поделили между собой город, и каждое ОПГ представляла собой пародию на государство со своими законами и территориями. Правила, по которым жили пацаны, напоминали армейские, тюремные и даже пионерские. Роберт Гараев, который написал книгу про преступления казанских группировок в конце 80-х, сам два года проходил пацаном. Частично именно с него был списан герой сериала Андрей Пальто:

«Я сам в 14 лет, это был 1989 год, попал в группировку, у меня был инсайдерский опыт. Хорошо, что не очень большой, около двух лет. С моей истории списан только вход в группировку, дальше он (Андрей – прим. ред.) самостоятельный герой».

Автор книги признался, что вопреки всем очевидным препятствиям (многие общественники и представители власти выступили против «Слова пацана» - прим. ред.), сериал должен был стать популярным. Однако Гараев не мог предвидеть, что народ проявит настолько сильный интерес к сериалу. Ведь действительно, сейчас от многих россиян, как на улице, так и в Сети можно услышать обращение «чушпан». И это лишь один из немногих и, пожалуй, самый безобидный пример.

Неудивительно, что писатель пристально следит за развитием сериала. Примечательно, но он так и не сумел сказать, кому из героев симпатизирует. Зато Гараев отметил блестящую актерскую игру главных звезд сериала: Ивана Янковского, Леона Кемстача, Рузиля Минекаева и остальных артистов.

Высказался писатель и о грядущем финале сериала. Как известно, в седьмом эпизоде «Слово пацана» произошел драматический поворот, который раз и навсегда изменил жизнь центральных персонажей. Некоторые зрители посетовали, что до последнего надеялись на счастливую развязку. Но Гараев, живший в суровых реалиях времени пацанов, сомневается, что голливудский хэппи энд здесь был бы к месту:

«В принципе, конец мог бы быть любым, даже счастливым. Но разве это интересно?»