«Самка», «самец» и товарищ Ленин: чего вы не знали о первых танках

Первый из серийных британских танков до сих пор стоит в Архангельске. Schekinov Alexey Victorovich / wikipedia
Первый из серийных британских танков до сих пор стоит в Архангельске. Schekinov Alexey Victorovich / wikipedia
101 год назад впервые состоялась танковая атака на реке Сомме

К 1916 году на фронтах Первой мировой войны сложилась патовая ситуация. Линии окопов от неприятеля отделяло до десяти рядов колючей проволоки, и атакующие теряли на таких заграждениях до 98% личного состава. Первыми выход нашли французы. Они использовали тяжелый сельскохозяйственный трактор для прохода немецких заграждений. Опыт вдохновил военных на разработку нового типа техники. Создавать бронированные машины Франция и Англия стали практически одновременно.

Конверсия наоборот

Первый танк имел две пушки в бортовых турелях, чем сильно напоминал морские броненосцы. British Government Photographer / wikipedia
Первый танк имел две пушки в бортовых турелях, чем сильно напоминал морские броненосцы. British Government Photographer / wikipedia

Французы пошли по проторенной дорожке: закупили у американцев тяжелый трактор и навесили на него бронелисты. Результаты испытаний оказались успешными. Машина была подвижна, обладала хорошей проходимостью, но имела существенный недостаток – плохо преодолевала рвы и воронки. Необходимы были изменения в конструкции.

Англичане тоже сначала решили покрыть броней сельскохозяйственный трактор и выпустить его на поле боя, но и они столкнулись с той же проблемой.

В результате споров было принято решение разрабатывать машину с нуля. Так на свет появился первый танк Mark I. Машина имела ромбовидную форму, гусеницы шли по верху корпуса, длина бронемашины составляла восемь метров, что позволяло ей уверенно преодолевать рвы и окопы.

Броня и вооружение танка были скромными. Толщина бронелистов составляла 10-13 миллиметров. Танк имел две модификации: «самка» и «самец». На «самке» устанавливали только пулеметы, самец же комплектовался двумя 57-миллиметровыми пушками и четырьмя пулеметами. Позднее военные сделали выбор в пользу «самца», и вся техника стала оснащаться смешанным вооружением.

Экипаж танка составлял восемь человек, а в движение он приводился 105-бензиновым бесклапанным двигателем мощностью в 105 лошадиных сил, который позволял машине развивать скорость до пяти километров в час.

Тележка в задней части танка помогала ему преодолевать препятствия. wikipedia
Тележка в задней части танка помогала ему преодолевать препятствия. wikipedia

Неизвестный науке зверь

Первое применение танков произошло 15 сентября 1916 года на реке Сомме (Франция, департамент Па-де-Кале). В 5.30 утра 49 британских стальных колесниц вышли на линию атаки. В воздух взлетела сигнальная ракета, и бронированные черепахи двинулись на позиции…

И тут англичан ждало жестокое разочарование – 17 Mark I так и не смогли тронуться с места из-за технических неполадок. Из оставшегося бронепарка еще пять машин застряло в болоте и еще девять сломалось в ходе атаки. Таким образом, в бою приняло участие всего 18 машин. Но и они показали, на что способно новое оружие.

Танки рвали заграждения, ломали блиндажи, давили пехоту и сеяли повсюду панику. Немцы оказались решительно не готовы к танковой атаке. Они бросали оружие и в ужасе бежали с позиций. Экипажи же танков методично и безнаказанно расстреливали бегущих пехотинцев. Бой длился 10 часов, за это время союзникам удалось продвинуться на пять километров в глубь немецкой обороны и разрушить линию укреплений. Такого успеха на фронте Первой мировой войны не было уже долгое время.

Новое оружие было признано военными удачным, и началось массовое производство танков и доработка их технической начинке. Факт того, что в бою приняло участие всего 18 машин из 49, огорчил генералов.

Сами себе психологи

После психологической подготовки немецкие солдаты не только перестали бояться танков, но и стали их захватывать. Unidentified German seviceman / wikimedia
После психологической подготовки немецкие солдаты не только перестали бояться танков, но и стали их захватывать. Unidentified German seviceman / wikimedia

Немецкие офицеры столкнулись с очень серьезной проблемой: у пехотинцев, которые пережили первую танковую атаку, развилась фобия. Даже термин был придуман специальный – танкобоязнь. Солдаты, пораженные этим психологическим недугом, впадали в панику только от одного звука моторов и лязга гусениц. Их настроения тут же передавались соратникам.

На первых порах «лечить» болезнь офицеры пробовали дисциплинарными методами, вплоть до расстрела паникеров. Однако такой способ результатов не дал. Немецкие генералы были вынуждены призвать на помощь психиатров. Врачи осмотрели солдат и пришли к выводу, что состояние вызвано именно психологическими проблемами, а не страхом.

Была разработана методика, которая позволяла солдатам перебороть страх перед новым оружием. Методические указания были разосланы в войска, и немецкие офицеры, наплевав на гордость и субординацию, приступили к работе с личным составом. Суть методики заключалась в доверительной беседе офицера с солдатами, в ходе которой командир разъяснял подчиненным, что бороться с танками можно и не так они опасны, как кажется. Позднее к делу подключилась пропаганда, регулярно сообщали о подбитых английских танках. Достоверность сообщения подкреплял снимок бравого пехотинца на фоне сгоревшего остова бронемашины.

Постепенно немцы перестали паниковать при виде танков, и началась разработка средств борьбы с новым вооружением. Это противостояние длиться до сих пор.

Нарушение субординации

Командиром танкового экипажа всегда был офицер, который мог на время стать наводчиком, помощником водителя или пулеметчиком. Необходимость в образованном командире была острейшей. Танк был сложным не только в своей конструкции, но и в боевом применении. Командир должен был оценивать технические возможности машины, знать артиллерийскую науку и как-то выстраивать взаимодействие с пехотой. Кстати, последнее давалось очень тяжело. Пехотинцы постоянно бросали свои танки без прикрытия, и те становились легкой добычей немцев, которые уже преодолели психологические проблемы и совершенно не боялись танков.

Специфика нахождения в танке стирала грани субординации, члены экипажа быстро становились хорошими друзьями, которые проводили вместе время не только в бою, но и на отдыхе. Такое сближение офицеров с рядовыми не нравилось другим командирам, но поделать с этим было ничего нельзя. Обстановка внутри боевой машины не оставляла никаких шансов для сохранения военного этикета.

В почти безвоздушном пространстве

Следует отметить, первым танкистам было очень тяжело. Причем дело вовсе не в метком противнике. Серьезную угрозу для них представлял сам танк. Двигатель был несовершенный, поэтому температура внутри боевой машины очень быстро достигала 50-60 градусов. Случайное прикосновение к корпусу или какой-то металлической детали оставляло ожог на коже.

Когда начинали стрелять бортовые орудия, дышать в танке становилось невозможно. Пороховая гарь и копоть попадали в боевое отделение, смешивались с парами бензина и масла и делали воздух непригодным для дыхания. Было несколько случаев, когда экипажи танков задыхались в своих машинах в полном составе. После этого танкистам были выданы противогазы, и бой предписывалось вести только в них.

Танкистов также одевали в войлочные комбинезоны (чтобы не получить ожог), на голове – шлем (чтобы не ударится головой об углы и металлические выступы), а дышать он был вынужден через противогаз. И все это в условиях 50-градусной жары и под огнем врага. Так что в бронетанковые войска в то время шли только отчаянные и физически крепкие люди. Другие просто не выживали в условиях замкнутого пространства машины.

Советский танк Т-18 (1928 год). Установлен в Харькове. Ingwar_JR / wikimedia
Советский танк Т-18 (1928 год). Установлен в Харькове. Ingwar_JR / wikimedia

Факты

- Танки получили такое название из-за секретности. Британцы в своих штабных документах для сохранения военной тайны обозначали новое оружие tank, то есть «бак», «цистерна», «резервуар». Название прижилось и стало общеупотребимым.

- Пушки Первой мировой войны не могли стрелять по танкам, так как не имели углов горизонтальной наводки. Артиллеристы могли только опускать или поднимать ствол. Для направления стрельбы нужно было поворачивать все орудие, что не давало возможность вести прицельный огонь.

- Первые английские танки разрабатывались военно-морским ведомством и носили название «сухопутные броненосцы». Прошло достаточно много времени, прежде чем было принято решение о формирование отдельного рода войск.

- Первые танки в России появились в 1919 году. Это были британские и французские машины, которые поставлялись в качестве военной помощи добровольческой армии генерала Деникина.

- Первые танки в СССР появились в 1920 году. Машина называлась «Борец за свободу тов. Ленин». Было выпущено всего 15 машин этого типа. В 1921 году в связи с окончанием Гражданской войны проект был свернут.

Вид на место наводчика орудия (слева внизу) и командира экипажа (справа вверху) в танке M1 Abrams. Specialist Thornberry (U.S. Army) / wikimedia
Вид на место наводчика орудия (слева внизу) и командира экипажа (справа вверху) в танке M1 Abrams. Specialist Thornberry (U.S. Army) / wikimedia




*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Черно-гусарская баллада
За подбитый Abrams в Москве можно купить квартиру