Убийственная любовь Федора Тютчева
…Молодая женщина в легком платье, содрогаясь в рыданиях, сбежала со ступенек особняка на Каролинен-платц в Мюнхене. Сделав несколько шагов, упала без чувств. Сквозь ткань на груди выступило пятно крови.
Выйдя замуж за 22-летнего Федора Тютчева, 26-летняя Элеонора Петерсон не сомневалась в его чувствах. Он умел говорить о них - чаще в стихах. Любовь к поэзии в свое время привела его в Московский университет. В 13 лет способный юноша поступил туда вольнослушателем, в 16 был зачислен студентом.
Юноша с тонкой душевной организацией влюбчив. Первая заноза в сердце - дворовая девушка Катенька. Для парня из знатной семьи выбор так себе, и родители рады, что их дипломированному отпрыску нашлось место внештатного атташе Российской дипмиссии в Мюнхене. Работа без жалованья, но не страшно: семья поддержит. Со стартом карьеры Тютчева начался отсчет и новых амурных побед. Каждая привязанность рождала стихотворные строки.
Амалии: «И на холму, там, где, белея, / Руина замка вдаль глядит, / Стояла ты, младая фея…»
С Амалией фон Лерхенфельд - сводной сестрой императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, - поэт познакомился, когда той было всего 14, а ему 19. Красавица и умница, лишь начав выходить в свет, обрела успех. Позже вокруг нее увивался сам Пушкин, подбивал клинья всесильный шеф жандармов Бенкендорф, а Николай I сделал своей фавориткой. Федор готов предложить Амалии руку и сердце, но ее выдают замуж за статусного барона Крюденера. С Тютчевым Амалия надолго расстанется. Но именно «Крюденерша» убедит Александра Сергеевича опубликовать в «Современнике» стихи никому не известного автора - ее Теодора.
Когда Амалии стукнет 62, а поэту - 67, жизнь снова сведет их. Тогда и родится: «Я встретил Вас, и все былое в отжившем сердце ожило».
Элеоноре: «Еще томлюсь тоской желаний».
Дом на Каролинен-платц, в котором разыграется упомянутая выше драма, находился напротив российской дипмиссии. Хозяйка - вдова русского посланника, немка Элеонора Петерсон. На одном из ее приемов Тютчев и сблизилсяс будущей женой. «Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею», - писал Федор Иванович. Детей от первого брака Элеонора отдала на воспитание бабушке. Родила одну за другой троих дочерей. Отношения супругов пошатнулись, когда по Мюнхену поползли слухи: герр Тютчефф увлекся красавицей Эрнестиной фон Дернберг. В приступе ревности Элеонора и схватила нож. К счастью, лишь поцарапала себя. Тютчев клянется порвать с Эрнестиной. Сам же втихаря ее навещает.
Его переводят на службу в Турин, следом едут жена и дочери. На корабле начинается пожар, Элеоноре удается уберечь детей. Но потрясение столь велико, что вскоре женщина умирает - в 37 лет. За ночь, проведенную у гроба супруги, голова 34-летнего Тютчева стала седой.
Эрнестине: «Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной…»
Разлучница - баронесса фон Дернберг, урожденная фон Пфеффель, ждала от Тютчева ребенка, когда тот был еще женат. Эрнестина - вдова, и перед смертью ее мужа случилось странное. Барон фон Дернберг, которому стало плохо во время бала, якобы сам поручил Тютчеву присмотреть за его супругой. А через три дня скончался.
Спустя год Эрнестина станет законной супругой Тютчева. Троих его дочерей воспитает как своих. Родит дочь Марию и сыновей Дмитрия и Ивана. Содержание большой семьи ложится на ее плечи, поскольку Тютчев остался без места. Взяв отпуск для женитьбы, он не успел вернуться в срок, за что был уволен. Только через три года его перевели в Петербург, где назначили цензором по иностранной печати. А потом… у поэта вновь появилась любовь на стороне.
Ксати
- Одиозный британский политик Борис Джонсон - правнук немецкой баронессы Марии-Луизы фон Пфеффель (1882 - 1944), которая приходилась внучатой племянницей второй жене Тютчева.
Елене: «Не раз ты слышала признанье: / «Не стою я любви твоей». / Пускай мое она созданье - / Но как я беден перед ней».
24-летняя Леля Денисьева - сокурсница дочерей Тютчева по Смольному институту. Ему 47, для нее глубоко пожилой человек. «Он был дурен собою, небрежно одет, неуклюж и рассеян», - вспоминал сын поэта и Елены Денисьевой Федор Федорович. Он же отмечал: все это исчезало, когда его отец начинал говорить. Все мгновенно умолкали, только и слышался голос Тютчева. Тем покорил и Лелю. Отношения с ней продолжались 14 лет. В свете Елену осуждали, даже родители от нее отвернулись. Она смирилась. Не могла лишь принять, что никогда не станет женой. Тютчев врал: трижды был женат, а на четвертый брак церковь благословения не даст. Но Елена добивается, чтобы их дети были записаны Тютчевыми. Перед рождением третьего ребенка поэт пытался возразить, и Леля со всей мочи запустила в него бронзовую собаку. Промахнулась.
В раздражении она часто срывается на детях. Поэт возмущается: «Детей наказывают, если они провинились… но нельзя же их бранить целыми часами!»
- Феодор Иванович был очень ворчлив, очень нетерпелив, порядочный брюзга и эгоист до мозга костей, которому дороже всего было его спокойствие, его удобства и привычки, - отмечал его сын.
Эрнестина знала о существовании Елены и часто уезжала с детьми в родовое имение - подальше от сплетен.
Время потерь и слез
Судьба, словно исчерпав лимит дозволенного, обрушивает на поэта череду несчастий. В 1864-м умирает от туберкулеза легких Елена Денисьева. Ей всего 38. Поэт пишет пронзительное: «О, этот юг, о, эта Ницца… / О, как их блеск меня тревожит - / Жизнь, как подстреленная птица, / Подняться хочет и не может…»
Через год та же болезнь уносит их с Денисьевой 14-летнюю дочь Лелю и годовалого Коленьку. Уходит из жизни мать поэта. Вскоре хоронят его внучку - дочку любимой дочери Марии. В 1872-м и ее не станет - в 32 года. 1870 год: в июле от сердечной недостаточности умирает 28-летний сын Дмитрий.
Нашлись те, кто увидел в череде смертей близких Тютчева криминальной след. Вспомнили Элеонору, умершую в расцвете лет. Аккурат когда ее благоверный закрутил роман с Эрнестиной. И как кстати уходит в мир иной супруг этой дамы. А Елены не стало, когда Федор Иванович был на грани от ее упреков и невыполнимых требований. Эрнестину же якобы спасло большое состояние, которое она не переписала на мужа, а содержала его. Припомнили даже прадеда Тютчева, любовника садистки Салтычихи, - гены, дескать. И еще поэт писал: «О, как убийственно мы любим…» Разумеется, доказательств этим домыслам нет.
Тютчев в последние годы жизни мучается от подагры и изнуряющей головной боли. В январе 1873-го случился первый инсульт. С прогулки поэта доставили «в бессознательном состоянии, с перекошенным ртом, полным параличом левой половины тела». 11 июня - второй инсульт. 15 июля Тютчев скончался. Его последние слова: «Я исчезаю, исчезаю».
Кстати
- Уже после похорон домашние узнали о существовании еще одной женщины, родившей поэту двоих сыновей. Гортензию Лапп поэт привез из Германии за три года до встречи с Денисьевой. И именно Лапп отписал пенсию, которая полагалась законной жене Эрнестине. Кстати, чтобы вы не мучились с подсчетами: всего у Федора Ивановича было 11 детей. Шесть законных и пять внебрачных.
Жемчужины мысли
- «Самый умный немец, когда начнет говорить о России, непременно окажется глупцом».
- «Я не без грусти расстался с гнилым Западом, таким чистым и полным удобств».
- «Давно уже можно было предугадывать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется когда-нибудь с цепи» (сказано 21 апреля 1854 года, накануне Крымской войны).
- «Враждебность, проявляемая к нам Европой, есть, может быть, величайшая услуга, которую она в состоянии нам оказать. Чтобы принудить нас углубиться в самих себя, чтобы заставить нас осознать себя».
- «Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов».