31 августа исполняется 145 лет со дня рождения одной из самых «медийных» персон позапрошлого и прошлого века – балерины Кшесинской
Шумиха вокруг фильма «Матильда» привела к посмертному всплеску популярности русской балерины. Всем вдруг стало ужасно интересно, каковы были ее отношения с наследником, был ли это роман, или их связывала просто нежная дружба. И мало кто вспоминает, что Кшесинская прожила долгую насыщенную жизнь, в которой общение с Николаем Романовым было не единственной интересной деталью.
К другим берегам
Матильда Феликсовна покинула Россию уже после гибели бывшего императора, в 1920 году – вместе с сыном Владимиром отплыла из Новороссийска на пароходе «Семирамида», принадлежавшем итальянской компании «Триестино-Ллойд». По прибытии в Константинополь они получили французские визы и почти сразу же отбыли на юго-восток Франции – у Кшесинской была вилла в Провансе.
С законным браком!
Первое, что сделала знаменитая балерина, слегка обжившись во Франции, – вышла замуж. 49-летней Матильде очень хотелось узаконить свои отношения с великим князем Андреем Владимировичем Романовым, который приходился двоюродным братом последнему российскому царю. Родственники счастливого супруга были не в восторге от этого брака: невеста была старше жениха на шесть лет и не могла похвастаться ни блестящим происхождением, ни безупречной репутацией. Однако князя Андрея это мало волновало: он охотно взял в жены Кшесинскую и признал ее сына своим. Свадьбу сыграли в январе 1921 года. Вскоре после этого Матильда получила от канцелярии главы Императорского Дома бумагу о том, что ей, Кшесинской, даруют титул и фамилию княгини Красинской.
Чести много – денег мало
Несмотря на титулы, денег на ту жизнь, которую они привыкли вести, новоиспеченные супруги не имели. Решение заложить виллу Матильды казалось удачным – однако деньги быстро закончились, а новых было взять неоткуда. И Кшесинская пришла к выводу, что ей пора открывать собственную балетную школу.
Европа еще не успела забыть имени блистательной русской балерины, которой так восторженно рукоплескала римская, парижская, венская публика. Так что школа Кшесинской имела успех. В 1929 году, в апреле, был дан первый урок – а уже через несколько лет ученики шли к ней сотнями. Тем более что в школе работали и другие выдающиеся русские мастера балета, оказавшиеся после революции за границей, – Анна Павлова, Михаил Фокин, Тамара Карсавина.
Кшесинская была великолепным педагогом, очень терпеливым и уравновешенным. Они ни разу не повысила голос на учеников.
Что наша жизнь? Игра!
Матильда обожала азартные игры и была частой гостьей в Монте-Карло. Там ее называли «мадам Семнадцать»: Кшесинская предпочитала ставить именно на это число, считая его для себя счастливым.
Нам года не беда
Матильде Феликсовне было 64 года, когда она приняла решение официально попрощаться с балетной сценой. Ее последнее выступление состоялось 14 июля 1936 года на сцене лондонского театра Ковент-Гарден. После того как легендарная Кшесинская исполнила русский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро», чопорные англичане хлопали что есть силы и вызывали знаменитую балерину на сцену целых 18 раз. Она и в иммиграции осталась царицей.
Спасти сына от фашистов
Во время Второй мировой количество учеников, желающих изучать искусство балета в школе Кшесинской, по понятным причинам уменьшилось – и все-таки семья Матильды не бедствовала. Угроза пришла с неожиданной стороны: гестаповцы арестовали сына Матильды, Владимира. Взяли его якобы за то, что он входил в кружок русских масонов; впрочем, причина была не так важна – живым и невредимым из лап гестапо тогда мало кто выходил. Существует легенда, что Матильда собственной персоной отправилась к шефу гестапо и добилась того, чтобы Мюллер ее принял. Так или иначе, но Владимир, начисто отказавшийся сотрудничать с фашистами, через несколько месяцев заключения был отпущен на свободу.
Долгая счастливая жизнь
Кшесинская была старше своего мужа, но пережила его на 15 лет. Хотя она и писала, что со смертью князя Андрея сказка, в которой она жила, для нее навсегда закончилась, до самой кончины экс-балерина продолжала вести жизнь весьма активную. Умерла она, не дожив девять месяцев до собственного столетнего юбилея. Похоронили ее рядом с мужем на православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.