25 августа одному из самых любимых советских режиссеров исполняется 87 лет
Георгий Николаевич родился в Тбилиси, но его можно назвать нетипичным грузином: он не любитель стоять у плиты, произносить застольные здравицы и покорять женщин. Он и кино не намеревался снимать, а хотел стать архитектором. Но потом все-таки влюбился в мир кинематографа и очаровал всю страну своими фильмами.
Напрасные слова
В 1930 году Георгий, которому было несколько месяцев от роду, вместе с семьей стал москвичом. Отцу Николаю Дмитриевичу, который потом был назначен главным инженером Метростроя, выделили в центре Москвы огромную комнату. Практически постоянно в доме семьи Данелия гостили многочисленные грузинские родственники и друзья. Часто у них бывали тетя Георгия известная актриса Верико Анджапаридзе вместе со своей дочкой, не менее знаменитой впоследствии, Софико Чиаурели. К ним заглядывали такие классики советского кино, как Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко и Калатозов.
Казалось бы, мальчику сама судьба уготовила путь режиссера или актера. Но он мечтал строить города. Правда, в возрасте 10 лет ему удалось «блеснуть» актерскими способностями – это случилось в героической саге о противостоянии грузин и турок «Георгий Саакадзе». Юный Георгий сыграл небольшой эпизод, и даже со словами! Понятно, что на премьеру он повел всех своих друзей. Однако приятели Данелию на экране так и не увидели: по киношным обычаям, эпизод попал под ножницы монтажера.
Объявление в газете
Интересно, что отец будущего режиссера сам предложил поступать ему во ВГИК. Но в очень своеобразной форме: мужчина считал эту профессию несерьезной, как считал несерьезным и своего сына. «А куда его, дурака, еще девать?» - периодически возмущался он. Естественно, Георгия это обижало. И он с другом поступил в архитектурный. Получив диплом, Данелия распределился в бюро, ведавшее долгосрочным планированием городской застройки.
Однажды на работе начинающий архитектор с другом вышли покурить и заметили валявшегося мужчину, пьяного и очень прилично одетого. Они пожалели выпивоху, которого могли забрать в вытрезвитель, и начали его поднимать. Однако проснувшийся мужчина повел себя странно: он всего лишь улегся поудобнее и начал читать газету. На страницах ежедневки Георгий Николаевич и увидел объявление о наборе на Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме», которое и перевернуло судьбу Данелии.
Кстати: Считается, что именно Георгий Данелия изобрел жанр «лирическая комедия». В 1963 году, когда худсовет принимал картину «Я шагаю по Москве», у режиссера поинтересовались: «Почему комедия не смешная?». На что он ответил: «Она лирическая».
Интересные факты про самые известные фильмы Георгия Данелии
«Сережа», 1960
Первый фильм режиссера, снятый совместно с другом-однокурсником Игорем Таланкиным. Начинающим кинематографистам сполна досталось от начальства: фильм-то и серый, и безликий… Но больше всего чиновников возмутило то, что в кадре дети бегают босиком. Данелия и Таланкин пытались убедить, что в 1947 году многие дети чуть ли не до заморозков бегали без обувки, но переубедить не удалось.
Картину решили запретить. Но, как всегда, помог случай: «Сережу» показали в Ленинграде на родине автора пьесы, по которой он снят, Веры Пановой. На премьере присутствовала и сама писательница. Зрители пришли в полный восторг от увиденного, и в результате картина стала лучшим фильмом 1960 года.
«Я шагаю по Москве», 1963
Этот фильм называют одним из символов хрущевской оттепели. Первая главная роль в кино 18-летнего Никиты Михалкова. Его главного героя зовут Коля, в честь сына Георгия Данелии и замечательной актрисы Любови Соколовой. Впоследствии Николай трагически погиб в 26 лет.
Во время работы над картиной случился смешной эпизод. Старший брат Михалкова Андрон Кончаловский подговорил его потребовать у режиссера поднять ставку за съемочный день, с 8 рублей до 25. Никита имел наглость это сделать. И тогда Данелия пошел на хитрость: он сказал юнцу, что будет снимать другого молодого актера. Говорят, Михалков расплакался и честно рассказал, кто его научил потребовать прибавки к зарплате.
«Тридцать три», 1965
В 1965 году, когда комедия вышла на экраны, ее запретили буквально через пару недель после премьеры. И забыли на 25 лет. Причины, по слухам, называли две, но обе они имели «космический» масштаб.
По одной версии, тогдашний секретарь по идеологии Михаил Суслов, увидев на экране кортеж машин в сопровождении мотоциклистов, усмотрел в этом пародию на встречу космонавтов. По второй - комедию запретили по личной просьбе Юрия Гагарина и Алексея Леонова, посчитавших, что фильм принижает заслуги космонавтов.
Интересно, что на этой картине познакомились Данелия и Евгений Леонов, который стал настоящим талисманом режиссера. Георгий Николаевич стал приглашать актера практически в каждый свой следующий фильм. И в каждом из них звучит песня «На речке, на речке, на том бережочке».
«Афоня», 1975
Трудно себе представить, но Афоню мог сыграть не Леонид Куравлев, а Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Николай Караченцов или Георгий Бурков. А если бы Георгий Данелия не утвердил на роль Федула Борислава Брондукова, то вряд ли появилось бы знаменитое: «Мне Афоня рубль должен!». На эту роль пробовался Владимир Носик. Но режиссер посчитал Брондукова убедительнее, и в своей правоте удостоверился буквально через несколько дней.
Снимали ночью в ресторане. Актер вышел покурить на улицу, назад же его пускать категорически отказались – приняли за асоциальный элемент. Если бы не помощник режиссера, то вызвали бы милицию. Кстати, своему образу Борислав Николаевич обязан Георгию Николаевичу. Вещички для Федула режиссер взял у дачного пугала.
«Мимино», 1977
Говорят, что изначально Данелия хотел снять совсем другую картину: историю о необычном летчике, который пишет стихи, играет на трубе и привязывает свой вертолет на цепь к дереву. Интересно, что все московские сцены комедии снимали в тридцатиградусный мороз, а по сценарию герои Кикабидзе и Мкртчяна ходили в плаще и легкой курточке.
Чтобы актеры не заболели, Данелия приглашал актеров к себе домой и отпаивал их горячим чаем или коньячком.
«Осенний марафон», 1979
Говорят, что из-за «Осеннего марафона» на Данелию обиделись все знакомые ему мужчины, посчитавшие, что именно их он изобразил в картине. Более того, на режиссера затаили обиду и многие женщины. Ходит такая легенда: картину показывали на каком-то испанском кинофестивале, и со словами «Вы подлец, Георгий Николаевич» из зала выбежала советская переводчица. Как выяснилось, девушка давно была влюблена в женатого мужчину и решила, что ее историю Данелия показал в своем фильме.
«Кин-дза-дза!», 1986
После выхода фильма на экраны все начали дурачиться и приветствовать друг друга, как герои ленты: «ку!». А ведь этого емкого слога лента могла и лишиться. Дело в том, что к окончанию съемок к власти в стране пришел Константин Устинович Черненко. В заголовках газет постоянно мелькало: «К.У.Черненко». Данелия и соавтор сценария Резо Габриадзе не на шутку испугались, что их «ку» сочтут издевкой над инициалами нового генсека. Пока гадали, что лучше: «ка», «ко» или «кы», лидер партии умер. Пришел новый – Михаил Сергеевич Горбачев, развернувший антиалкогольную кампанию. В результате пришлось «избавиться» от чачи, которую по сценарию носил в своем портфеле Скрипач, герой Левана Габриадзе, и заменить ее на «невинный» винный уксус.