Легендарная актриса выслала любимого кота на Украину
22 августа народной артистке СССР Ирине СКОБЦЕВОЙ исполняется 90 лет. Жена Сергея БОНДАРЧУКА, мама Федора и Алены БОНДАРЧУК редко дает интервью, но накануне юбилея Ирина Константиновна согласилась побеседовать с обозревателем EG.RU в Доме ветеранов кино.
Помощница по дому Ирины Скобцевой уехала до середины августа в Запорожье, а сын Федор Бондарчук с Паулиной Андреевой - в Испанию, поэтому эти дни артистка решила провести под присмотром в Доме ветеранов кино. Как выяснилось, юбилей актриса отмечать не хочет и наотрез отказывается от съемок в ток-шоу.
- Сейчас я больше думаю о своем коте Типусе, переживаю сильно, - делится Ирина Константиновна. - Он поменял гражданство, уехал навсегда в Запорожье вместе с помощницей по дому - Тоней. Бедный Типус! Его к тому же недавно еще и кастрировали.
- Это тот самый кот, из-за которого вы сломали шейку бедра и руку?
- Да. Типус прибежал к нам еще котенком на дачу. Калитку кто-то оставил открытой, и он забрался в сумку внука Кости (Константин Крюков - актер, ювелир. - Н. М.). Тот хотел его прогнать, но я прикрикнула: «Не трогай!» Он был крохой, в ладошку вмещался. Два года у нас этот котик жил. Я с ним разговаривала, как с человеком: «Ты - продукт реинкарнации, видать, каким-то забулдыгой был твой предок». Потому что Типус приходил грязный, с выпученными глазами и при этом лез на чистую постель. Я его очень люблю. И травму-то получила потому, что оберегала. Когда он спал на ковре, я решила его не будить и попыталась через него перешагнуть, но зацепилась за ковер и упала так, что меня ночью четыре мальчика на одеяле отнесли в скорую. Нужно было в специализированное учреждение, а меня доставили в клинику матери и ребенка. И кто-то так собрал мои кости, что теперь придется переделывать. Дела у меня плохи.
- Актриса Наталья Фатеева сделала уже в весьма зрелом возрасте операцию по замене сустава шейки бедра и встала с инвалидного кресла…
- Я боюсь делать операцию, потому что у нас в стране плохой наркоз. Сердце может не выдержать. Мне говорили, что в Германии и Израиле хорошо делают, но сначала мне надо новый загранпаспорт получить, потому что срок имеющегося истек. Пока буду ковылять с палкой.
- Поэтому провинившегося кота сослали на Украину?
- Типус просил у меня прощения, мырлыкал, терся о ноги, но сын Федя после случившегося поставил условие: «Либо я, либо кот!» У Федора ведь к тому же на Типуса жуткая аллергия. За десять минут, что он сидит со мной, дважды сбегает, чтобы промыть лицо и руки. Поэтому Типус уехал на Украину, где его, надеюсь, ждет привольная жизнь.
Бондарчук горит!
- Последняя ваша работа в кино - фильм 2012 года «Золото» по книге Мамина-Сибиряка. Но фильм остался почти незамеченным.
- Я сыграла мать, которая родила детей не от мужа и, чтобы замолить грех, строит церковь. Роль моего сына исполнил Сережа Безруков. Мне на съемках пришлось непросто и эмоционально, и физически. Я таскала камни для церкви, потому что бутафорских не было. Как выдержала, ума не приложу. Еще и сыновья моей героини умирают у нее на руках. Для матери это самое страшное. И я это знаю…
- Почему вы отказались от юбилейного вечера в родном Театре киноактера?
- Я провела уже в этом году творческие встречи со зрителями, получила орден Сергия Радонежского, который мне вручил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Этого вполне достаточно.
Когда я встречалась со зрителями в Волоколамске, на меня нахлынули воспоминания о съемках «Войны и мира». Монастырь Иосифа Полоцкого находится на площади, где была построена декорация сцены сожжения Москвы в 1812 году. Вокруг мы сделали три ограждения, чтобы никто во время пожара случайно не погиб. И вот декорации подожгли. Бросали нарезанную черную бумагу, которая создавала пепел. Был ад! Мы стояли на балконе монастыря, и нас окатывала волна нестерпимого жара. Операторы были одеты в асбестовые костюмы, а актеры нет. У Сергея Бондарчука даже затлел ворс на пальто. Когда на площадке закричали «Бондарчук горит!», я стремглав побежала к Сергею. Поняли, что все обошлось, и зарыдали от счастья.
- На съемках у Сергея Бондарчука случилась клиническая смерть…
- Он не знал, как снимать смерть Андрея Болконского. И вот однажды мне принесли его часы и зарплату: «Ирина Константиновна, вы не волнуйтесь, он себя плохо почувствовал. Три дня к нему не ходите, а на четвертый идите». Я, конечно, ждать не стала - сразу побежала. Вижу, он лежит, отвернувшись к стене. На третий день он повернулся и с опрокинутыми внутрь глазами говорит: «Теперь знаю, как снимать смерть князя Андрея. Он не в черноту уходит, а в белоту». Сергей Федорович тогда сам пережил клиническую смерть и так сблизился с персонажем, что все понял. (Князя Андрея играл Вячеслав Тихонов. - Н. М.) Я не удивляюсь, когда творческие люди становятся сумасшедшими. Наша профессия задевает сердце, нервы и голову.
У меня тоже случилась история во время работы над «Войной и миром». Когда Сергей Федорович предложил мне сыграть красавицу Элен Курагину, я вначале отказалась - у меня сисечки тогда были первого размера. Принесли костюм с корсетом, который поднимал грудь. Я посмотрела на себя в зеркало и подумала: «Господи, в романе все только про грудь Элен говорят, а у меня ничего». И тут я забеременела Аленой, и грудка поднялась. Вот так моя энергетика слилась с энергетикой героини.
В Канны в ситце
- Фильм Сергея Бондарчука «Отелло», где вы сыграли Дездемону, получил приз за режиссуру Каннского кинофестиваля 1956 года. Вам довелось пройти по красной дорожке. Тогда ведь в вашем гардеробе не имелось столько нарядов, как сейчас. Как вы вышли из ситуации?
- В Канны мы поехали с Лешей Баталовым и Верой Марецкой. Я с «Отелло», они с картиной «Мать»… На студии мне наряд не дали, но у нас на «Мосфильме» был хороший пошивочный цех. Я как-то купила в сельпо беленький ситчик с розочками за три рубля метр, из него мне и сшили платье. А нижнюю юбку мне соорудили из вологодских кружев. Мой наряд пользовался большим успехом. Мой второй туалет - шелковое вечернее платье с накидкой. Еще я покорила всех тем, что вышла в брючках. За это получила приз «Шарм».
- Как Сергею Бондарчуку удалось в советское время сыграть в нескольких иностранных картинах и поставить фильмы за границей?
- О Сергее Федоровиче сочиняют много небылиц. Есть такой актер Николай Бурляев, бывший супруг Наташи Бондарчук. (Дочь от брака Бондарчука с Инной Макаровой. - Н. М.). Он на своем фестивале «Золотой Витязь» вручает медаль имени Сергея Бондарчука и при этом говорит чушь. Дескать, Сергей Федорович снимал фильмы, какие хотел и где хотел. Якобы открывал дверь ногой в кабинет любого чиновника, и ему давали на проекты огромные деньги. Бурляев, видать, даже не прочитал биографию Бондарчука. Сергей Федорович снимался в 1960 году как актер в картине Роберто Росселлини «В Риме была ночь», тогда он еще не был режиссером. В фильме1969 года режиссера Велько Булайича «Битва на Неретве» Сергей Федорович тоже снимался как актер. И только когда по экранам с огромным успехом прошла эпопея «Война и мир» и получила премию «Оскар», знаменитый продюсер Дино Ди Лаурентис предложил Бондарчуку снять «Ватерлоо». А сколько лет жизни отняли у мужа «критики» в партийных кабинетах…
- Дело отца продолжил сын Федор. Почему вы были против того, чтобы он снимался в картине «Судьба человека»? Ведь тогда мы могли увидеть вашего сына на экране намного раньше…
- Я ограждала детей от съемок. Считаю неприличным, что многие режиссеры суют своих детей в кино. Когда Федор уже учился, определился с профессией, он сыграл с отцом в «Борисе Годунове».
- Как считаете, удалось Федору передать в фильме «Сталинград» грандиозный масштаб событий, что так замечательно делал Сергей Федорович?
- Удалось. В этом он встал плечом к плечу с отцом.
- Как вы относитесь к новой гражданской жене Федора? Вам за Светлану не обидно?
- К Паулине Андреевой я отношусь с четырьмя плюсами. Она прекрасная актриса и замечательный человек. Кстати, Федор еще не развелся со Светланой.
- Советовался ли сын с вами, когда принимал решение расстаться с женой?
- Это я с Федей советуюсь, а не он со мной. Потому что он - глава клана Бондарчуков. Поэтому, когда сын мне сказал: «Либо я, либо кот. Мне десяти минут общения с тобой мало» - вопрос был решен.
- Кем вы видите внука Костю: актером или ювелиром?
- Костя никакой не ювелир, это занятие для него не главное. Сейчас его пригласили в МХАТ сыграть в одном из спектаклей. Я посоветовала выйти на сцену, чтобы получить навыки театральной школы, поскольку он не заканчивал театральный вуз.
- В недавнем интервью нашей газете подруга вашей дочери Алены Бондарчук - Виктория Рийсмандель рассказала, мол, она сильно переживала, что вы не приняли второго мужа Алены - Евгения Морозова.
- Читала это вранье. Не так давно Виктория приезжала ко мне из Испании, пила у меня чай, после чего тут же дала это интервью. Начну с того, что я крестная не Виктории, как она говорит, а Ольги Слуцкер, которая построила сзади французского посольства церковь с большой купелью для взрослых. Я и Алена познакомились с Викторией во время съемок в Таллине фильма «Янтарные крылья». Пришла эта девочка, которая заботилась о нас, помогала с гримом. Все было нормально. Вот только зачем ей сейчас выдумывать, не понимаю. На Евгения Морозова я вовсе не держу зла, хоть они и развелись.