Как на самом деле сбываются актёрские суеверия

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
На съёмочных площадках и в театре всегда есть место мистике

Актеры, как известно, верят в приметы. Профессия накладывает отпечаток: сплошные эмоции и нервное напряжение. Но суеверия суевериями, а «проклятые» сюжеты действительно существуют, и с этим согласны даже самые стойкие скептики.

Кадр из фильма «Вий»
Кадр из фильма «Вий»

Во избежание зла

Представители творческих профессий, имеющих отношение к кино и театру, и особенно актеры, всегда неукоснительно следуют определенным ритуалам и табу. Так, актеры никогда не будут рассказывать о своих планах и надеждах, если проект еще не запущен. И на вопросы вроде «А чем вы сейчас заняты?», уклончиво отвечают: «Ну, есть один проект… Какой? Не скажу пока, чтобы не сглазить». А если, не приведи бог, сценарий при первой читке из рук выпал – быть беде! Либо проект не будет иметь успеха, либо еще что-нибудь негативное случится. Или вот еще обязательный ритуал – перед началом съемок надо разбить о камеру тарелку, где написаны все имена участников съемок. Они потом забирают осколки – на память. Но если тарелка с первого раза не разбилась – это считается очень плохим предзнаменованием.

С опаской многие актеры относятся и к тому, что приходится изображать смерть персонажа. Актерское поверье гласит: если умираешь в кадре, после того как сцена снята, оператор не должен сразу останавливать камеру, чтобы «умерший» мог повернуться к ней лицом и показать язык – тогда ничего плохого с ним не случится!

Роковой роман

Хотя актеры и соблюдают свято все неписаные правила, чтобы оградить себя от негатива, но все же существуют такие роковые «проекты», дурное влияние которых трудно нейтрализовать совсем. И первое место в этом списке занимает знаменитый роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Много кто к нему подступался, и всякий раз множилось число пугающих историй.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (реж. Ю.Кара)
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» (реж. Ю.Кара)

Мечтал экранизировать роман режиссер Владимир Наумов. Но к нему во сне явилась жена Булгакова Елена Сергеевна и предупредила – пусть отступится. И Наумов так и не снял «Мастера и Маргариту». Режиссер Элем Климов тоже очень хотел сделать фильм по роману. Но так и не смог найти для этого финансирование. Приступил было и Константин Райкин – готовился поставить спектакль, долго роман перекраивали, но до дела так и не дошло: все участники проекта переругались и дело развалилось.

Главный режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин готовился ставить «Мастера и Маргариту». Подготовка шла полным ходом, когда однажды вечером Левитину позвонил искусствовед, работавший на проекте консультантом: надо все бросить, тут нечистая сила замешена – в монтажной прорвало трубы отопления, все залило кипятком, все испорчено! Но Левитин лишь посмеялся и повесил трубку. И в этот самый момент в кабинете, где он сидел, лопнула батарея, и оттуда стала хлестать горячая вода. После этого и Левитин отказался от задуманного. А художник «Эрмитажа» окропил все углы театра святой водой.

Левитин рассказал о случившемся режиссеру Юрию Каре, который как раз приступил к съемкам фильма по «Мастеру и Маргарите». Съемки шли не просто. Например, никак не могли найти актера на роль кота Бегемота. Позвали Константина Райкина – он в отказ: боюсь, мол, нечистой силы. Вячеслав Невинный сам уговаривал Кару взять его на роль Бегемота. А потом вдруг позвонил и отказался, тоже мотивируя это нежеланием связываться с нечистой силой. На роль Воланда первоначально Кара планировал взять Евгения Евстигнеева. Евстигнеев должен был приступить к съемкам после возвращения из Лондона, где его ожидала операция на сердце. Но из Лондона актер так и не вернулся – умер. И на Воланда утвердили Валентина Гафта.

После рассказа Левитина Юрий Кара решил позвать батюшку. Тот пришел и освятил камеру. Помогло – съемки пошли хорошо. Но потом эту камеру у съемочной группы забрали на другую картину, и новая камера начала постоянно ломаться и давать брак.

Трудной была и судьба уже снятого фильма, который не удавалось выпустить на экраны почти два десятилетия из-за разногласий с правообладателями.

Кстати, Владимир Бортко перед съемками своего сериала по «Мастеру и Маргарите» также позвал священника и испросил благословения.

Подпустившие к себе Сатану

Еще два знаменитейших «нечистых» проекта – это, конечно же, отечественный фильм «Вий» 1967 года и американский «Изгоняющий дьявола» («Экзорцист») 1973 года. Исполнительница роли Панночки Наталья Варлей до сих пор жалеет, что согласилась играть ведьму, которая «припустила к себе Сатану». После этой роли СМИ запестрели слухами о несчастьях, якобы обрушившихся на Варлей. Слухи слухами, а на съемках действительно чуть не случилась трагедия. Оборвался трос, который держал летающий гроб Панночки, и Варлей вывалилась из гроба. Ее партнер Леонид Куравлев едва успел подхватить актрису и получил травму: сильно потянул руки и неделю не мог сниматься. Последние драматические события, связанные с этим фильмом, произошли не так уж давно: в 2006 году дотла сгорела деревянная церковь, в которой снимались сцены «Вия».

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»

Фильм «Изгоняющий дьявола», официально признанный одним из самых пугающих в истории мирового кино, рассказывает об изгнании демона, вселившегося в девочку. За этим проектом также тянется шлейф из несчастий. Во время съемок по необъяснимой причине (которую не выяснили до сих пор) произошел пожар, сорвавший все сроки: съемки затянулись почти на год.

А актриса, которую наняли изображать голос демона, подала на студию в суд. Бедняжке пришлось ужасно мучиться на съемках, отрыгивая смесь из сырых яблок и яиц, а ее имя даже не внесли в титры! Иск был удовлетворен. А затем женщину постигло страшное несчастье: ее сын убил жену и двух дочерей, а потом покончил с собой. И все это несмотря на то, что на съемках фильма постоянно присутствовали священник и два иезуита-консультанта.






Нынешние любовники 85-летней Аманды Лир годятся ей в правнуки
Едва не сломал карьеру Гурченко, изменял женам, старшую дочь записал на себя перед смертью: сердечные тайны Василия Шукшина