Если бы не Николай II, неизвестно, что случилось бы с уникальным собранием русской живописи
Когда Павел Михайлович Третьяков решил передать собранную им коллекцию картин в дар городу, он, как полагается, составил завещание – но не учел всех деталей.
Бедная невеста
Первый раз Третьяков озаботился завещанием в 28 лет, когда и коллекция была невелика, и капитал его составлял «всего» 266 тысяч рублей. Делал он распоряжения о своем имуществе и в последующие годы, когда коллекция выросла и сама по себе стала представлять огромную ценность. Он тратил на собирательство большую часть своих доходов, оставляя для себя лишь крохи (его личные запросы были весьма непритязательны).
Страсть Третьякова к коллекционированию картин зародилась в октябре 1854 года. Тогда на Сухаревке он купил девять картин голландцев за 900 рублей. Но уже через два года решил, что пополнять собрание будет только полотнами современных ему русских художников.
За 150 рублей он приобрел «Искушение» Н.Г. Шильдера, где изображена молодая девушка, ее спящая мать или бабушка и сводница, которая подговаривает красавицу продать свою любовь. Кстати, этот сюжет настолько тронул Павла Михайловича (а возможно, ему был известен какой-то конкретный аналогичный случай), что он в первом же завещании выделил средства бедным невестам, чтобы те могли беспрепятственно выходить замуж за малообеспеченных, но добропорядочных молодых людей.
1856 год считается датой основания Третьяковской галереи, которая первоначально располагалась в семейном доме.
В ущерб семье
Братья Третьяковы Сергей и Павел, происходили из известного московского купеческого семейства, свои деньги вкладывали в промышленность. Так, в строительство и оборудование «Новой Костромской льняной мануфактуры» было вложено 270 тыс. рублей золотом. Паевое товарищество, а позднее акционерное общество, оборудованное по последнему слову техники, процветало. При этом Сергей (будущий московский городской голова, чьим именем назван Третьяковский проезд в Москве) был богаче Павла в шесть раз.
При этом деньги на галерею требовались огромные. Павел Михайлович нередко ограничивал свою семью в тратах. Как-то сказал даже в сердцах, что ему, видимо, не следовало бы жениться. Он считал себя обязанным дать своим детям воспитание и образование, но не содержание. Кроме галереи, он поддерживал различные благотворительные учреждения, Училище глухонемых, семьи бедных русских художников.
Все знали, что Третьяков собирает галерею. Тем более возмутил некоторых поступок художника В.В. Верещагина, решившего пустить свою «индийскую серию» с молотка, выставив ее на аукцион. Но у художника были свои резоны. Тем не менее, Павел Михайлович принял участие в аукционе и купил все работы, которые намечал. Сумма покупки, сделанной Третьяковым, составила 75 тысяч рублей.
1276 картин и 470 рисунков русских художников, коллекцию икон и здание галереи Павел Михайлович передал в собственность Московской городской Думы в 1892 году, после смерти брата Сергея. Но и потом Третьяков продолжал пополнять коллекцию, оставаясь попечителем своего детища.
Спорное наследство
По смерти Павла Михайловича в 1898 году в его завещании обнаружили юридическую ошибку, и на этом основании оно было признано недействительным. Свидетелями при составлении завещания не должны быть те, в пользу кого оно написано. А в случае с Третьяковым бумаги оформлялись дома, он не хотел огласки. Нотариуса не пригласили, а среди свидетелей оказались те, кому был отписан по завещанию капитал.
Итак, теперь большую часть должен был получить единственный больной сын Павла Михайловича Михаил (еще один его сын умер от скарлатины). Жена и дочери получили бы соответственно по седьмой и четырнадцатой частям.
Душеприказчик Павла Михайловича К.В. Рукавишников поехал с прошением к царю в Петербург. Николай II принял его, заинтересовавшись историей с завещанием. Рукавишников убедил царя, что не исполнить волю покойного было бы несправедливо – большая часть средств передавалась Третьяковым на благотворительность, а галерея давно уже была передана Москве. Государь кивнул и вынес положительный вердикт.
Сейчас могила Третьякова находится на Новодевичьем кладбище, куда тело было перенесено в 1948 году из семейной усыпальницы на Даниловском кладбище.
Состояние П. М. Третьякова на момент его смерти оценивалось в 3,8 млн руб. Стоимость Третьяковской галереи также была зафиксирована в цифрах - 2222029 рублей, но сегодня это собрание шедевров поистине бесценно.