Телеканал НТВ показывает один из первых историко-приключенческих советских сериалов, созданный в 1980 году на студии "Беларусьфильм"
РЕЖИССЕР: Владимир Паначевный |
Сериал состоит из восьми фильмов по две серии в каждом и охватывает период с 1918 по 1980 год. Историю создания и становления пограничных войск и таможенной службы страны сыграли блестящие актеры: Игорь Старыгин, Вия Артмане, Аристарх Ливанов, Юрий Каюров, Михаил Козаков, Анна Каменкова и другие. О том, как создавалась гигантская на тот период телеэпопея, рассказал нашему корреспонденту один из создателей сериала, старейший сотрудник студии "Беларусьфильм" Владимир ПАНАЧЕВНЫЙ, который в настоящее время работает вторым режиссером у Юрия Мороза на съемках сериала "Каменская-3".
- Владимир Федорович, что из съемок вам наиболее запомнилась? - Во-первых, экспедиция в Среднюю Азию. Там снимался четвертый фильм эпопеи "Красный песок" - о борьбе погранотрядов с басмачами. Мы там произвели фурор. Местные жители очень интересовались ходом съемок, приходили в массовку. Но при этом рассчитывать на них в серьезных вопросах было совершенно невозможно: оказалось, что у этих восточных людей странное восприятие времени. Для съемок одного эпизода мне была нужна азиатская арба. Я договорился с местным, что в четверг на этой неделе, в 9 утра, он придет к нам на площадку на арбе. - Мы тебе хорошо заплатим, - объяснял я. - Ты только привези арбу! Он кивал и на все соглашался. В четверг утром из Москвы специально прилетел артист, чтобы сняться в этой сцене. Камера готова, а арбы нет. Абориген пришел ровно через неделю, в четверг, но в 9 вечера. Без арбы, но с фруктами. Извинялся, что забыл про обещание. Ребята держали меня за руки - я его просто был готов убить. Кричал про билет на самолет, сорванный график, топал ногами и бесновался так, что все притихли…
- Неужели все съемки проходили в подобной обстановке? - Нет, конечно! Очень приятно вспоминать работу над самой первой частью "Мы наш, мы новый…", в которой рассказывалось о 1918 годе. Знаменитый мост, через который бежали к немцам буржуи, мы снимали в Латвии, рядом с городом Даугавпилсом. Это был мост через Даугаву. Он оказался таким широким, что заполнить его толпой никик не получалось. Местное население приходило на массовки, но его явно не хватало. И тогда я пошел на откровенный шантаж: заявился в райком партии и спросил, почему они саботируют съемку фильма, как это сейчас принято говорить, о "силовых структурах"? На следующее утро перед мостом выстроились 300 человек, привезенных с двух заводов. Но и их не хватило, чтобы заполнить мост бегущими от советской власти несознательными элементами. И тогда мы с оператором Борисом Олифером решили снимать эту толпу сверху. Поднялись на кран, а массовку пустили "клином", широкой частью к камере. На экране это выглядело убедительно…
КАДРЫ ИЗ СЕРИАЛА: со времени этих съемок прошло 22 года |
- Там у вас актеры очень натурально бросаются на "ежи", установленные на мосту. Наверное, тоже какой-то трюк, ведь "вживую" не обошлось бы без травм? - Никакого трюка нет, хотя на "ежи" действительно никто не бросался. Командуем "Мотор!", а народ стоит. Объясняем, что надо, - толпа ни с места. Прибалты, они ведь неторопливые. Я понял, что ситуация - гиблая. Схватил оставшуюся шубу из бобра, напялил "котелок", схватил чемодан. Усики мне наклеили для большего сходства с буржуазной интеллигенцией. Встал в первый ряд и заорал: "Ребята, за мной!" И побежал на эти чертовы "ежи". Наши московские актеры бросились за мной, а тут и местные раззадорились. Мы так дружно штурмовали укрепления, что действительно все поранились.
Наталья ШЕВЧЕНКО