Фильм Никиты Михалкова «Родня» стал по-настоящему народным. Его давным-давно растащили на цитаты, которые на слуху до сих пор. Удовольствием видеть на экране картину на все времена мы обязаны, в том числе, колоссальному мужеству ее режиссера.
Об эмоциональных всплесках и крутом характере Нонны Викторовны Михалков был наслышан. За картину брался с сомнением. А вот знаменитая актриса хотела работать именно с Никитой Сергеевичем. И добивалась этого всеми силами.
Однако трения между режиссером и актрисой начались уже на стадии грима и фотопроб. Прототипом героини Мордюковой Марии Коноваловой стала теща сценариста Виктора Мережко. Очень простая женщина.
Нонна по жизни не шла, она несла себя и тщательно следила за внешностью. Химическая завивка «мелким бесом»? Да ни в жизнь. А когда актрисе еще и создали при помощи фольги имитацию железных зубов, она уперлась окончательно.
«Что же ты делаешь из меня бабу-клоуна?» — обратилась Мордюкова к Михалкову. Победить ее упрямство удалось только под угрозой, что Коновалову сыграет ее и приятельница, и вечная конкурентка по типажу Римма Маркова.
Противостояние Михалкова и Мордюковой продолжалось. Съемочную площадку актриса демонстративно покидала неоднократно. «Я народная для народа, а ты — для Канн», — могла сказать Нонна и громко хлопнуть дверью.
А потом плакала, сидя на вокзале. Михалков приезжал, обнимал: «Ты моя милая, ты моя любимая. Лучше тебя нет никого». Актриса успокаивалась, но вскоре заводила разговор о том, что режиссера картины нужно менять.
Однажды дело и вовсе дошло до рукопашной. Михалков прилюдно отругал Мордюкову в мегафон. Она впала в такое состояние, что пришлось вызывать на площадку «скорую».
Когда режиссер попытался как-то исправить ситуацию, актриса сначала ударила его в грудь, а потом двинула ногой по колену. «Я что-то говорю и понимаю, что она не может это воспринять. Она просто невменяема», — вспоминал Михалков.
А ведь Нонна Викторовна была женщиной большой физической силы. При съемке сцены, в которой Мария бьет по голове своего зятя Тасика, актер Юрий Богатырев получил сотрясение мозга.
Прощение Михалков вымолил на коленях. Сценарист Виктор Мережко подозревал, что причиной бури эмоций стало и то, что Мордюкова питала к режиссеру особенные чувства.
Работу над «Родней» удалось завершить вовремя. Картина по праву считается шедевром отечественного кинематографа. Больше как режиссер и актриса Михалков и Мордюкова не встречались на съемочной площадке никогда.
Источник фото: кадр из фильма