«Гардемарины, вперед!»: история великой франшизы Дружининой ее же словами

«Гардемарины, вперед!»: история великой франшизы Дружининой ее же словами
Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков для многих зрителей так и остались гардемаринами
Начало октября ознаменовалось долгожданным выходом ленты Светланы Дружининой «Гардемарины 1787. Мир». Более того, уже в ноябре все смогут увидеть не менее ожидаемый фильм «Гардемарины 1787. Война». И все это продолжение культовой саги «Гардемарины, вперед!». На фоне громких премьер вспоминаем историю создания франшизы, которая наравне с приключениями небезызвестных мушкетеров давно пополнила золотой фонд отечественного кинематографа.

На самом деле, если бы не череда случайностей, то не видать миру фильмов про бравых выпускников навигацкой школы. Автором похождений Александра Белова, Алеши Корсака, князя Никиты Оленева и других героев саги была инженер-сантехник Нина Соротокина. Ее рукопись изначально называлась «Трое из навигацкой школы», и никому, кроме как Дружининой, женщина доверять экранизировать свои труды не хотела. Дело было 1 января 1983-го, за четыре года до премьеры ленты «Гардемарины, вперед».

Едва ознакомившись с рукописью Нины Матвеевны, Дружинина убрала «очередной графоманский опус» подальше в шкаф. Но муж режиссера, оператор Анатолий Мукасей, проявил любопытство и прочитал роман Соротокиной от корки до корки. И настолько впечатлился им, что начал убеждать жену дать книге «Трое из навигацкой школы» шанс.

Возможно, старания Мукасея оказались бы напрасными, ведь рукопись в итоге едва не погибла во время пожара в их с Дружининой квартире. Спасти удалось лишь часть вещей, и книга про гардемаринов оказалась в их числе. Что это, как не еще одна случайность? Дальше Дружинину уже начал убеждать взяться за экранизацию известный журналист Юрий Нагибин, хорошо знавший Соротокину. Он даже сократил ее роман, чтобы Светлана Сергеевна согласилась начать работу над будущим шедевром.

Через тернии к звездам — иначе путь к финалу съемок своего детища Дружинина вряд ли может назвать. Согласившись все же взяться за «Гардемаринов», режиссер прошла через огонь, воду и медные трубы. Начать с того, что почти все намеченные ею артисты соскакивали со своих ролей. Так, Олега Меньшикова пришлось заменять Сергеем Жигуновым, а Юрия Мороза Дмитрием Харатьяном. К слову, с исполнителем роли Белова Светлана Сергеевна в итоге разругалась, а вот от своего «Алешеньки Корсака» до сих пор в восторге.

«Харатьян выдержал на пробах все испытания: перепел партии героя своим голосом, так как они были исполнены Олегом Анофриевым, научился прекрасно скакать на лошадях, хотя дико их боялся, отлично владел шпагой», — вспоминала Дружинина.

С персонажем Никиты Оленева тоже все было не так просто. Светлана Сергеевна прочила на это место своего старшего сына Анатолия Мукасея, однако он к тому моменту погиб. Очень вовремя команда Дружининой вспомнила про Владимира Шевелькова, который ранее пробовался на роль Корсака. Из него вышел отличный гардемарин, но не очень хороший подчиненный.

Актер постоянно расстраивал Дружинину своей необязательностью. Однажды он даже не явился на съемку, так что в кадр пришлось ставить бригадира осветителей. Примечательно, что годы спустя Светлане Сергеевне не повезло вновь столкнуться с аналогичной проблемой, когда на съемках продолжения ленты про гардемаринов появились Анастасия Макеева с Анной Семенович.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов