Режиссер Владимир Басов: любимец женщин или их жертва?
28 июля день рождения Владимира Басова – незабвенного Дуремара из «Приключений Буратино», гениального исполнителя ярких второстепенных ролей, обладателя моментально запоминающейся внешности и непревзойденной харизмы. В 2017 году актеру, режиссеру и киносценаристу исполнилось бы 94 года.
Путь в искусство
Отец Владимира, финн по национальности, носил фамилию Басултайнен и служил офицером в пограничных войсках. Он погиб, когда его сыну было всего восемь; после этого жизнь Владимира и его матери сильно изменилась. Им постоянно приходилось переезжать с места на место в поисках лучшей доли. Они побывали и в Воронеже, и в Липецке, и в Курске, и в Калининграде. Однако школу будущий артист окончил в Москве. Он был уверен, что поступит в ВГИК – но тут грянула Великая Отечественная, и Басов пошел на фронт добровольцем.
Войну он закончил капитаном, имел орден Красной Звезды; ему прочили военную карьеру – но планы Басова по-прежнему были связаны с миром кино.
От режиссуры к актерской игре
Владимир с легкостью поступил в ВГИК, на режиссерский факультет, окончил его и сразу же начал снимать кино – фильмы «Школа мужества», «Первые радости», «Жизнь прошла мимо». Его считали подающим надежды режиссером. Наиболее успешными его работами стали детективный сериал «Щит и меч» и экранизация пьесы Булгакова «Дни Турбиных»
А вот в актеры Басов не рвался, считая свою внешность некиногеничной. Один из его первых актерских опытов был связан со случайностью: когда Данелия снимал свою картину «Я шагаю по Москве», Басов находился в соседнем павильоне; его позвали сыграть эпизодическую роль полотера, он согласился – и походя создал настолько яркий образ, что игравший в фильме Никита Михалков потом требовал заменить Басова на кого-нибудь менее яркого: мол, он отвлекает внимание от главного героя. К счастью, Данелия этого не сделал.
Басова начали приглашать на эпизодические роли; он играл их настолько блестяще, что известность актера росла как на дрожжах. Его любили как за создаваемые им комические образы вроде подпольного маклера, изобретающего секретный язык, в фильме «По семейным обстоятельствам», или строго милиционера в «Операции Ы», так и за серьезные роли – например, Лужина в «Преступлении и наказании». Его обожали дети-зрители как неподражаемого Дуремара («Приключения Буратино») и зловещего Серого Волка («Про Красную Шапочку»). Его боготворили и маленькие партнеры по съемочной площадке. А еще принято считать, что его обожали женщины.
Три брака – три развода
Многие коллеги по актерскому цеху высказывали недоумение – как это мужчина, до такой степени не похожий на героя-любовника, ухитряется завоевывать самых роскошных женщин. Внешностью Басов действительно обладал весьма оригинальной – но при его обаянии, красноречии, остроумии и умении красиво ухаживать даже «дуремарская» наружность становилась козырем.
В первый раз он женился на актрисе Розе Макагоновой, с которой познакомился еще студентом. Как и многие студенческие браки, этот союз оказался недолговечным. Одним из камней преткновения на пути к семейному счастью было нежелание Розы заводить детей – в то время как Басов мечтал об отцовстве.
Вторым браком он был женат на Наталье Фатеевой. Она-то и родила Басову долгожданного сына (Владимир Басов-младший сейчас, как когда-то его отец, снимает кино) – но всю себя отдавала работе. Именно Фатеева в свое время стала пускать слухи об алкоголизме Басова.
Третья жена актера и режиссера, Валентина Титова, уже после развода с мужем раздула эти слухи до чудовищных размеров. Оставив Басова ради другого мужчины, она весьма охотно рассказывала, как ужасна была их совместная жизнь, как Владимир уходил в долгие запои, как ей было страшно каждую минуту ожидать, что он ее ударит.
При этом остается непонятным, почему после их развода суд постановил, что дети звездной пары должны остаться с Басовым – как могли доверить их воспитание запойному алкоголику?
Друзья артиста утверждают, что тот действительно любил выпить, но пьяницей не был.
Умер Басов, перенеся два инсульта и два инфаркта, в 1987 году. До последнего он рвался на работу, на студию – даже когда уже с трудом мог ходить. От депрессии после ухода жены его спасала только работа.