Что стояло за созданием легендарной ракеты «Тополь»
Ровно 32 года назад, 23 июля 1985 года, на вооружение тогда еще Советской Армии поступила мобильная межконтинентальная ракета с нежным названием «Тополь». Ракетный полк, в распоряжении которого впервые находился такой комплекс, заступил на боевое дежурство в Йошкар-Оле.
Для чего его «вырастили»
До мобильных межконтинентальных ракетных комплексов в нашей армии уже имелись солидные установки. Но их основной минус был в том, что они оставались стационарными - располагались в шахтах, и поэтому их легко вычислял противник. Уязвимость шахтных ракетных комплексов возросла, когда США представили миру ракету с точностью попадания в две сотни метров.
Сорванный дебют
ЦК КПСС и Совет министров СССР отреагировал на такое дело в 1977 году, распорядившись о разработке ракетного комплекса, который бы базировался на самоходном автомобильном шасси и при этом не нарушал условия договора с трудной судьбой ОСВ-2 (ОСВ - ограничение стратегических вооружений).
На самом деле разработка комплекса, который мог бы незаметно для врага перемещаться по стране и быстро разворачиваться, началась на два года раньше. Проектом в Московском институте теплотехники руководил А. Д. Надирадзе (после его смерти — Б. Н. Лагутин).
В задачу конструкторов входило не только модернизировать имеющийся комплекс РТ-2П и придумать как его перевозить на МАЗах, но и «обмозговать» механизм развертывания и запуска.
Не прошло и пятилетки, как военные инженеры представили усовершенствованную ракету РТ-2П. В октябре 1982 года на полигоне «Капустин Яр» прошел первый пуск. Тогда что-то пошло не так, запуск сорвался. Следующее испытание состоялось в феврале 1983-го. Слава богу, ракета, получившая название РС-12М, была удачно запущена из переоборудованной шахты для стационарных ракет предыдущего поколения.
От Москвы и до окраин
Над созданием комплекса трудились несколько структур. Кроме упомянутого выше Московского института теплотехники, который разрабатывал ракету, отдельно проектировалась система прицеливания в киевском конструкторском бюро «Арсенал». Систему управления создавало Ленинградское оптико-механическое объединение. Приводы разрабатывались в НИИ «Сигнал» (г. Ковров). Над пусковой установкой и машиной обеспечения работали конструкторы из волгоградского бюро «Титан». Отдельно создавались базовые несущие конструкции в подмосковном городе Дзержинский.
После, казалось бы, успешных испытаний ракет необходимо было собрать все машины в единый комплекс. Однако никакой аппаратуры для того, чтобы обеспечивать связи и управление между ними, попросту не было. Началась многолетняя бумажная волокита. НПО «Импульс», которое разрабатывало аппаратуру связи и управления, худо-бедно собрало стендовый образец, но о том, чтобы запустить массовый «тираж» мобильных ракетных полков не могло быть и речи.
«Пионер» спешит на помощь
По графику четвертый запуск ракеты должен был производиться уже с передвижного комплекса к концу 1983 года. Чтобы совсем не отстать в гонке вооружений, военное ведомство дает добро конструкторам, чтобы те взяли некоторые готовые решения с предыдущего работоспособного боевого ракетного комплекса средней дальности «Пионер». Первые восемь полков заступили на боевое дежурство по этой схеме.
23 июля 1985 года, когда ждать стало совсем невмоготу, а «бряцнуть оружием» перед странами капиталистического лагеря было уже жизненно необходимо, советский ВПК предоставил мировой общественности сырой проект «Тополь». Тот самый полк, который заступил на службу в Йошкар-Оле.
Все испытания закончились только в 1988 году, в мае был собран полк, в составе которого находился усовершенствованный подвижный командный пункт, оснащённый новой автоматизированной системой управления. Первого декабря того же года грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь» был официально «принят на службу» в армию – это удостоверили Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Комплекс изначально закладывали на десятилетие, но ведь никто не знал, что СССР вот-вот уйдет в небытие, армия переживет немало не то что трудных дней, а лет, а международная обстановка в мире будет меняться, как погода в горах. В общем, «Тополь» одобрили еще на пять лет, а сейчас говорят, что он вполне пригодится и через четверть века. По состоянию на начало 2016 года на вооружении остаются 72 единицы ПГРК «Тополь». Предполагается, что легендарную ракету полностью спишут только в 2022 году, но, как показывает практика, это еще не «заднее слово».