От общения с Фёдором Бондарчуком у Павла Полунина остались плохие воспоминания
От общения с Фёдором Бондарчуком у Павла Полунина остались плохие воспоминания
В 1959 году история беспризорника Ванюшки, которого в кинодраме Сергея БОНДАРЧУКА «Судьба человека» достоверно сыграл Павел ПОЛУНИН, тронула всех. 19 января нынешнего года он отпраздновал 60-летие. «Экспресс газета» поздравила Павла Евгеньевича с юбилеем и узнала, как сложилась его жизнь после съемок в классике отечественного кино.
В солидном мужчине сегодня сложно узнать чумазого пацаненка, каким мы запомнили его в фильме. Однако годы не отняли у Павла Полунина детскую непосредственность и доброту. В этом мы убедились сами, заглянув к нему и его приветливой супруге в гости в уютную «однушку» в центре Железнодорожного.
|
Повзрослевший «Ванюшка» все такой же обаятельный и добрый, как и 55 лет назад |
- Мы с женой живем скромно, но я всегда старался, чтобы семья ни в чем не нуждалась, - начал разговор повзрослевший «Ванюшка». - За жизнь сменил много профессий: начинал учеником слесаря, инженером работал, секретарем в обкоме комсомола, завотделом в бюро молодежного туризма. В середине 2000-х попал под сокращение. Торговал автозапчастями, потом устроился в такси.
- У вас был хороший старт для того, чтобы стать актером.- В «Судьбу человека» я попал легко, хотя на роль Ванюшки было много претендентов. Когда
Бондарчук отчаялся найти подходящего мальчишку, мой отец - тогда студент ВГИКа - предложил меня. Это была первая режиссерская работа Сергея Федоровича, и он часто консультировался с самим
Шолоховым. Перед съемками мы приехали в станицу Вешенская. Шолохов сразу спросил, кто будет играть мальчонку. Меня вывели из строя, писатель подошел, потрепал по волосам и сказал: «Посмотрим, какой из тебя выйдет Ванюшка». Одобрил, значит. Кстати, помните момент, когда Ванюшка с Соколовым бегут по разливу с цветущими яблонями? На самом деле яблони отцвели еще до съемок, а Дон уже ушел в русло. Чтобы снять красивую сцену, группе пришлось рубить деревья и к каждой веточке приделывать бумажные цветы.
|
Во время съемок Сергей БОНДАРЧУК заменил маленькому актеру отца |
- Вам ведь и шести лет тогда не было, как справлялись?- Самым сложным было запомнить текст. Я еще не умел читать, поэтому заучивал роль на слух, со слов мамы. Помог и сам Бондарчук: всюду возил меня с собой, даже если сцен с моим участием не снимали. Мама с отцом в то время жили не очень дружно, и мужского воспитания мне не хватало. Сергей Федорович смог расположить меня к себе, наверное, поэтому сцена встречи Соколова и Ванюшки, когда мальчик кричит: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдешь!» - вышла так убедительно.
- Сняли с первого раза?- Бондарчук применил интересный кинематографический трюк: обычно режиссер сначала снимает, а потом идет озвучивание, а здесь наоборот - сперва записали звук, а потом изображение. Для этого меня вместе со звукооператором на два часа вывезли в степь.
|
Павел ПОЛУНИН с супругой Зинаидой |
- Для ребенка сняться в кино - всегда приключение. Много открытий сделали для себя?- Со мной разговаривали как с настоящим актером, а вот капризничать не позволяли - мама быстро на место ставила. Правда, один раз Сергей Федорович довел меня до слез: забраковал головной убор, который мне дали на съемку, - слишком чистый для беспризорника. Рядом толпились местные пацаны. Бондарчук подошел к одному, отдал мою фуражку, а мне на голову нахлобучил засаленную кепку. От обиды я разревелся.
- Вы очень убедительно изображали оборвыша, подбирающего арбузные корки у чайной.- Тогда я не понимал, о чем фильм. Эпизод у чайной мы снимали под Воронежем. Меня облачили в лохмотья, включили камеру, и тут к Бондарчуку подошла местная жительница: «Что же это у вас ребенок такой бедненький и голодный? Возьмите, мы с бабами кое-что ему собрали - одежонку, пирогов напекли». Это было так трогательно. После войны прошло совсем немного времени, однако люди не очерствели душой и были готовы отдать последнее.
|
Павел ПОЛУНИН с супругой Зинаидой |
- А как натурально вы суп уплетали в кадре!- Перед съемками эпизода Бондарчук позвал мою маму и предупредил, что сцена серьезная - я должен сыграть так, будто меня два дня не кормили. Можете себе представить: во время съемок я с аппетитом смолотил двухлитровую кастрюлю рассольника! Бондарчук был шокирован. «Ты что, и вправду его не кормила?» - обратился он к маме. На самом деле рассольник был очень вкусный - до сих пор его люблю.
- На что потратили гонорар за роль Ванюшки?- Во время съемок я зарабатывал больше, чем сейчас. Оклад был 1000 рублей. Мама, как «воспитатель малолетнего актера», получала 800. Это были приличные деньги - булочка стоила семь копеек. На те деньги мама прикупила мне новую одежду и все, что необходимо, к школе.
- Одноклассники вам завидовали?- Нет, но когда наш класс собрались переводить в другую школу, по каким-то причинам перешли все ребята, кроме меня. Одноклассники посчитали, что меня оставили по блату, поэтому частенько за это поколачивали. Я недолго мелькал на экране. После «Судьбы человека» снялся еще в десяти фильмах («Аннушка», «Первое свидание», «Друзья и годы» и др. -
А. К.), а потом наступила ломка голоса, характера. В несколько фильмов меня пробовали, но не брали. Например, пробы в картину «Вождь краснокожих» провалил из-за слишком доброго взгляда: режиссеру нужен был звереныш, который взрослому дяде мог за шиворот картошку запихнуть, да еще и пинка выписать. В «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
Элем Климов выбирал между мною и
Виктором Косых. А вот в «Гиперболоид инженера Гарина» меня мама не пустила: там по сюжету мальчика убивают лазерным лучом - плохая примета.
- На этом ваша актерская карьера закончилась?- После школы я пытался поступить во ВГИК, но провалил экзамены и пошел в армию. Кичиться своей работой в кино я не стал и сказал родителям, что попробую самостоятельно поступить на актерский. К тому же после развода с отцом мама вышла замуж за
Евгения Полунина, который дал мне свою фамилию, - в титрах к «Судьбе человека» я значился как
Паша Борискин, так что фамилия Полунин никому ни о чем не говорила. Отслужив, еще дважды пробовал поступить, но не вышло. На третий раз подключилась мама: она каким-то образом договорилась с Бондарчуком, чтобы тот на меня посмотрел. Мы встретились во ВГИКе, Сергей Федорович завел меня в зал, где сидела госкомиссия, и попросил прочесть что-нибудь. Я растерялся: «Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась, поинтересуетесь моими делами». Вышел из зала - и закрыл для себя путь в кинематограф. Но я об этом не жалею.
- С Сергеем Федоровичем Бондарчуком больше не виделись? - Еще один раз в 1984 году на 25-летии фильма. Завод имени Лихачева выдвинул «Судьбу человека» на соискание Государственной премии. Мы приехали туда, выступили и разошлись. Тогда мне был 31 год. А в 2009-м нас с супругой пригласили в Вешенскую на празднование 104-й годовщины со дня рождения Михаила Шолохова. Я не был на той земле полвека, но, приехав, вспомнил все - даже то, где когда-то находились овчарня и курятник. А вот от общения с сыном Бондарчука - Федором у меня остались плохие воспоминания. Когда фильму исполнилось 45 лет, я ему позвонил. Федор ответил сухо: «Я этими вопросами не занимаюсь, обратитесь к кому-нибудь другому». Видимо, был занят длинноногими девицами - в то время он вел передачу «Ты - супермодель». Я рассудил так: уж если родному сыну ничего не надо, я-то зачем буду лезть?