Режиссер Алексей Луканев, ранее специализировавшийся преимущественно на сериалах НТВ, выдал приключенческую драму «Чужая». Вообще-то фильмов с таким названием полным-полно, но новая «Чужая» стоит особняком. Во-первых, как гласят анонсы, там воспевается сила духа русской женщины. Во-вторых, лента снята в Якутии (это сейчас модно).
Исполнительница главной роли - актриса Анна Слю. По сюжету ее героиня бизнесвумен Дина занимается геологоразведкой. У нее есть бездельник-муж (Артем Ткаченко), проблемная дочь и много работы. Дина - и лошадь, и бык, и баба, и мужик. В один не прекрасный день вертолет бизнесвумен терпит крушение посреди заснеженных пейзажей. От верной погибели женщину спасает шаманка (Зоя Багынанова) одного не очень интеллектуально одаренного племени.
Племя не только ни слова не понимает по-русски, но и вообще не понимает, что найденная дама хочет обратно домой и может их озолотить. Все ее попытки поговорить с главным расцениваются как нескромные поиски любви. Поэтому женщине выдают мужа и работу.
Довольно скоро экс-бизнесвумен осваивается в племени. Местных охотников она учит, как правильно ловить птицу, а среди женщин налаживает принцип конвейерной засолки рыбы. И главная шаманка видит в ней свою преемницу.
Существенно улучшив быт северных народов, в том числе демографически, Дина совершает побег на Большую землю. Что происходит в финале - не очень понятно. Видно, что-то не очень хорошее, причем вдохновленное клипом Майкла Джексона Remember the Time 30-летней давности, где поп-король рассыпался в золотую пыль.
Помимо этого ролика, режиссер Луканев, очевидно, вдохновлялся сериалом «Игра престолов». По крайней мере, сцена «любви» бизнесвумен с выданным ей супругом ужасно напоминает аналогичный эпизод с Дейнерис Таргариен и Кхалом Дрого.
Несмотря на то, что кино кажется абсолютной фантазией авторов, на постере красуется надпись: «Основано на реальных событиях». Уже несколько критиков предположили, что за ними кроется какое-нибудь упоминание в газете про то, как «один мужик/баба пропал в тайге, потом нашелся».
Но рискнем предположить, что некий первоисточник у истории все же был. Тем более что пусть и весьма отдаленно, но сюжет истории напоминает роман чукотского писателя Юрия Рытхэу «Скитания Анны Одинцовой», в котором главная героиня случайно попала в племя северных народов и существенно продвинулась там по «карьерной лестнице».
Самое интересное, что реальность оказалась страшнее любых вымыслов. И ни роман Рытхэу, ни фильм Луканева не отражают и доли случившихся 75 лет назад событий.
«Колдовское мясо»
К сожалению, мало кому в нашей стране известно имя ленинградки Варвары Кузнецовой, исследовательницы, прожившей целых три года (1948 - 1951) среди чукчей.
Одержимая наукой, аспирантка отправилась на стойбище амгуэмских чукчей и только на месте выяснила, что недооценила сложностей. Никакой начальницей племени она не стала, а как раз наоборот. Очень быстро потеряла статус гостьи и заняла в местной иерархии самое последнее место. Над ней издевались, плевали в лицо, держали впроголодь.
Исследовательница оказалась неспособной решить вопросы женской гигиены в условиях Крайнего Севера. Во время скудной трапезы от нее отсаживались со словами: «От тебя плохо пахнет». Поскольку к суровому северному труду Варвара оказалась не очень приспособлена, то и кормили ее соответственно «наработанному». Все, чего удостаивалась женщина, - трупанина, оставшаяся после волков или содержимое желудка оленя.
- Моя жизнь хуже блокадного периода в Ленинграде, лишь бомбежек да обстрелов нет, а голод мой мучительнее блокадного, - писала Кузнецова.
Довольно скоро чукчи лишили ее тепленького местечка в жилище и переселили на холод возле полога. Варвару терзали болезни, по утрам она не могла разлепить склеившиеся от гноя глаза. При этом экипировка исследовательницы оказалась непригодной к морозам. Однако смастерить теплую одежду стало целым квестом. Кое-как Кузнецова раздобыла шкуры, но шить из них она не могла, а местные женщины не хотели ей помогать.
И тем не менее упрямая Варвара три года вела свои записи и делала фотографии, рассчитывая, что по возвращении обогатит науку. Но в итоге на Большой земле у нее выявили тяжелое поражение головного мозга. Женщина стала глубоким инвалидом и потеряла работу.
- Варвара Григорьевна умерла от финн - это инкапсулированные личинки глистов в головном мозгу. Следствие поедания сырого мяса - ну или того, что ей давали, - говорит писатель, канд. биол. наук Амирам Григоров.
Самое обидное, что собранную такой ценой информацию о жизни чукчей ленинградка так и не смогла ввести в научный оборот. Ее дневники остались неразобранными. Впрочем, как считает Григоров, много лет изучавший жизнь Кузнецовой, вероятнее всего, записки из ее экспедиции побоялись публиковать.
- Она рассказывала о том, чего не могло быть в Советском государстве, - уточняет Амирам. - Например, описывала процесс удушения больных родичей или приготовление «колдовского мяса» посредством добавления в еду мяса умерших.
Несколько лет назад в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН вышла книга «Скитания Варвары Кузнецовой», где на основе архивных материалов рассказывается о работе исследовательницы. Но, как отмечает Григоров, даже в этой официальной монографии многого недоговорили. В частности, до сих пор не принято освещать то, что Кузнецова находилась в сексуальном рабстве то у одного, то у другого представителя чукотской элиты.
- Это история не просто про слабоумие и отвагу, но и про то, что цивилизованный человек, оказавшись в первобытном обществе, неизменно скатится там на самую низкую ступеньку, - резюмировал Амирам.
В октябре этого года со дня рождения Варвары Григорьевны исполняется 111 лет. Имя исследовательницы полузабыто, хотя кажется, что фильм об этой, без сомнения, героической женщине был бы куда интереснее надуманных страданий и притянутых за уши событий из модного сегодня кино про жизнь народов Крайнего Севера.