Роль в экранизации «Собачьего сердца» стала для актера звездным часом и клеймом на долгие годы
2018-й год стал бы для Владимира Толоконникова особенным: собственный 75-летний юбилей и 30 лет со дня премьеры фильма «Собачье сердце», который сделал актера знаменитым. Владимиру Алексеевичу было 45 лет, когда страна увидела его в роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Артист любил говорить в своих интервью: «Пока этот фильм смотрят, я буду жив!».
«В очередь»
Режиссер картины «Собачье сердце» Владимир Бортко, чтобы подобрать актера на роль Шарикова, дал задание агенту найти человека, максимально похожего на собаку. Бортко принесли 12 пачек фотографий артистов, среди которых были и Валерий Носик, и Алексей Жарков и даже Николай Караченцов. Режиссер больше склонялся к кандидатуре Караченцова, который прекрасно озвучил Пса в мультфильме «Пес в сапогах», снятому по роману «Три мушкетера». Но все-таки Николай Петрович был герой-любовник, а Бортко искал человека-собаку и алкоголика. Вновь перебирая фотографии, режиссер обратил внимание на неизвестного актера Алма-Атинского театра русской драмы, и в итоге того пригласили на пробы.
Владимиру Толоконникову тогда было 45 лет. На пробах ему нужно было сыграть сцену за ужином, где Шариков произносит тост: «Желаю, чтобы все!». Впоследствии Владимир Бортко вспоминал, что этот совершенно неизвестный ему приезжий парень настолько сочно и убедительно выпил рюмку водки, глотнул и хмыкнул, что у него не осталось сомнений, кто именно будет играть роль Полиграфа Полиграфовича.
Кстати: В детстве Владимир Толоконников мечтал стать летчиком и очень жалел, что мама не назвала его Валерием - в честь Чкалова.
«Дворники из всех пролетариев — самая гнусная мразь»
Пришлось побегать агентам и чтобы найти подходящего пса для роли. К режиссеру привели 20 собак. Он выбрал Карая из ленинградского клуба служебного собаководства. По словам режиссера, пес понравился ему тем, что выглядел как настоящая чистокровная дворняга. Сложность была только в том, что у Карая была гладкая шерсть, а булгаковский Шарик - лохматый. Гримеры сначала решили натирать собаку крахмалом, чтобы шерсть стояла дыбом. Но когда пес выбегал на улицу, то тут же начинал кататься в снегу и смывал весь крахмал. Тогда решили делать «прическу» при помощи желатина, который держался на шерсти дольше.
Общих сцен у Карая и Толоконникова не было. Но актер специально приехал познакомиться со своим «предшественником», как он ласково называл собаку. Впоследствии Карай стал настоящей кинозвездой и снялся еще в нескольких картинах.
«Мы в университетах не обучались…»
В повести у Булгакова написано, что Шариков поет. И на съемках «Собачьего сердца» перед режиссером встала проблема: что именно должен петь бывший Пес. Бортко попросил написать песню Владимира Дашкевича и Юлия Кима. Но уже когда начали репетировать, то Владимир Владимирович понял, что Шариков должен танцевать и петь под частушки. В результате Ким написал, ставшими народными строки: «Эх, яблочко, ты мое спелое»... Говорят, что слова родились благодаря поэме Сергея Есенина.
«А не налить ли Шарикову?»
Евгений Евстигнеев во время работы над ролью профессора Преображенского, переживал трудные времена: из театра его списали на пенсию. Поэтому Евгений Александрович частенько приносил на площадку фляжку, чтобы выпить 50 грамм для куража и настроения. Естественно, он предлагал сделать глоток и Владимиру Толоконникову. На съемочной площадке потом шутили, что киношная фраза «Пива Шарикову не предлагать!» превратилась за кадром: «А не налить ли Шарикову?».
Впрочем, режиссер спуску никому не давал. И после одного очень серьезного разговора с Бортко Евстигнеев больше не приносил на работу спиртного.
Кстати: Во время съемок сцены, в которой доктор Борменталь ловит Шарикова, а тот, убегая разбивает буфет, актеры настолько увлеклись, что Толоконников сильно порезал стеклом ногу.
«Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!»
Сам Толоконников считал, что из Шарика мог бы получиться хороший человек, если бы не Швондер и гипофиз алкоголика Клима Чугункина. Интересно, что параллельно с работой над «Собачьим сердцем» Толоконникова утвердили на роль Шарикова в его родном Алма-Атинском театре. На театральной сцене актер представил совершенного другого Шарикова. Впоследствии он признавался, как сильно жалел, что спектакль не сняли на камеру. Было бы интересно сравнить театрального и киношного Полиграфа Полиграфовича.
Кстати: Три года Владимир Толоконников пытался поступить в какой-нибудь из столичных театральных институтов. Безуспешно. А во ВГИКе ему сказали, что у него чересчур специфическая внешность.
«Не читайте до обеда советских газет»
Владимиру Толоконникову часто говорили, как ему повезло попасть в картину Бортко. Но сам актер так не считал. После показа «Собачьего сердца» в ноябре 1988 года по телевизору на следующий день во всех газетах вышли разгромные статьи. Почти три месяца фильм создатели фильма получали письма от разгневанных зрителей. К тому же для Толоконникова эта роль стала настоящим клеймом. «Сам Владимир Алексеевич не очень любил, когда его ассоциировали с отрицательным, хотя и безумно обаятельным персонажем», - рассказали впоследствии в Русском театре драмы имени Лермонтова.
В первое время после премьеры «Собачьего сердца» к Толоконникову постоянно подходили на улицах – но обращались исключительно как к Шарикову, даже не пытаясь узнать его настоящее имя. Журналисты интересовались только этой работой. Когда интерес к фильму исчез, пропал из виду и сам актер. Тогда пошли слухи, что Владимир Толоконников спился, влачит жалкое существование и живет только тем, что вспоминает о былой славе.
На самом деле актер вернулся в родную Алма-Ату (впоследствии – Алматы), работал в любимом театре русской драмы, строил дом, растил двух сыновей, вел на местном телевидении свою авторскую программу и снимался в кино, как у российских, так и казахстанских режиссеров. На его счету более 50 ролей в кино. Особое место в списке занимает комедия «Хоттабыч». Благодаря этой роли о Толоконникове узнало молодое поколение зрителей. И именно они удостоили его кинонаграды MTV.
Владимир Толоконников считал, что его жизнь сложилась удачно. Он любил и был любимым. Вырастил двух сыновей – Иннокентия и Родиона. Младший окончил ВГИК и теперь завоевывает свое место на московской сцене. Актер построил в Алма-Ате большой и красивый дом с камином, развел там розарий. И очень мечтал успеть понянчить внуков…
Источник фото: кадр из фильма