Легендарная «тридцатьчетверка», наводившая ужас на немцев, стала одним из главных символов Победы в Великой Отечественной и до сих пор остается в строю
Советский средний танк Т-34, или «тридцатьчетверка», заслуженно пользуется славой лучшего танка Второй мировой войны. Именно он впервые заставил немецких военачальников засомневаться в своем превосходстве. Разработанный незадолго до начала боевых действий, во время войны он постоянно улучшался и совершенствовался. Броня становилась толще, пушки мощнее. Т-34 сыграл значительную роль в победе СССР в Великой Отечественной войне и приблизил окончание Второй мировой.
Танкопробегом до Москвы
В январе 1940 года на Харьковском заводе №183, под руководством конструктора Михаила Ильича Кошкина, были выпущены два опытных образца Т-34. Эта модель стала улучшенной версией танка А-32. От предшественников «тридцатьчетверку» отличала усиленная до 45 мм броня и 76-миллиметровая пушка.
Проверить надежность новой машины было решено достаточно экстравагантным способом – танкопробегом Харьков – Москва. Рано утром 6 марта оба опытных образца, замаскированных, со снятым вооружением, отправились в путь по пересеченной местности. Через 10 дней, в ночь на 17-е, танки въехали в Кремль.
Сталин лично осмотрел Т-34, после чего машины испытали на подмосковном полигоне. После проверки огнем в конструкцию башни были внесены изменения.
В июне 1940 года власти приняли решение отправить Т-34 в серию. По плану, до конца года должны были выпустить 600 машин. По факту же были собраны только 115 штук. В сентябре 1940 года от болезни умер конструктор Кошкин, так и не увидев свое детище в действии.
На 22 июня 1941 года в распоряжении СССР было чуть более 1200 танков Т-34. Значительная их часть была потеряна в начале войны. Слабым местом машины тогда была четырехступенчатая коробка передач, которая быстро выходила из строя у неопытных еще механиков-водителей.
Проверка боем
В мае 1941 года Наркомату среднего машиностроения было поручено запустить в серию улучшенную версию танка – Т-34М. Однако, с началом войны возобновилось производство обычной «тридцатьчетверки» с условием, что все доработки будут проводиться в процессе.
Для увеличения объемов производства, кроме Харьковского, танки начинают собирать Кировский, Горьковский и Сталинградский заводы. Из-за немецкого наступления уже в сентябре началась эвакуация Харьковского завода в Нижний Тагил. В 1942 году за Урал были перевезены мощности Кировского и Сталинградского заводов, в Челябинск и Омск, соответственно. Несмотря на перенос производств, за год удалось выпустить более 12 тысяч машин.
К 1943 году в немецкую армию поступили обновленные виды техники с усиленным бронированием. Это вызвало необходимость модернизировать выпускавшуюся тогда модификацию Т-34-76.
Следующей стала модель Т-34-85, в ней был изменен конструктив башни, в которой стало хватать места для трех человек, улучшен обзор, а новая пушка С-53 обладала большей мощностью. Толщину брони удалось увеличить до 75 мм, что повысило вес машины до 32 тонн. Новая версия «тридцатьчетверки» смогла конкурировать с новой бронетехникой противника. Экипаж Т-34-85 стал на одного человека больше (пятеро вместо четверых в предыдущей версии).
Производство Т-34 продолжало расти, и в 1943 году было выпущено более 15 тысяч единиц. В этом же году началось масштабное контрнаступление советских войск. Это стало возможным, в том числе, и благодаря легендарному Т-34, показавшему себя в крупнейшем танковом сражении под Прохоровкой. Маневренные с небольшими габаритами, «тридцатьчетверки» хорошо зарекомендовали себя в уличных боях при освобождении городов.
Всего за годы войны был выпущено свыше 35 тысяч машин модели Т-34-76 и 12,5 тысяч Т-34-85.
Самый грозный противник фашистов
Большое количество недочетов в конструкции и «детских болезней» «тридцатьчетверки» выявлялись и устранялись во время войны. Простой и недорогой в ремонте и производстве, Т-34 стал одним из главных инструментов Победы. Танки в 44-45 гг. передавались на вооружение армиям Польши, Болгарии, Югославии, участвовали в войне с Японией.
Уникальные качества танка оценили и противники. «Лучшим танком в мире» назвал Т-34 немецкий фельдмаршал фон Клейст, командовавший танковой армией на южном направлении. В том же ключе высказывались крупные военачальники Гудериан и Блюментрит. Один из лучших немецких асов-танкистов Отто Кариус в своей книге «Тигры в грязи» признал, что появление Т-34 ударило по немецкой армии «как тонна кирпичей». Немцы называли этот российский танк «чудовищем», «бронированным гигантом», «самым грозным противником». Что интересно – даже сейчас легендарная «тридцатьчетверка» является не только популярным памятником, но и остается на вооружении в ряде стран Африки и КНДР.