Наиболее вероятные версии о прототипах Мурки
Всякий человек, выросший в СССР или после его распада, помнит эпизод из культового телесериала «Место встречи изменить нельзя», в котором уголовник по кличке Промокашка просит внедренного в банду милиционера Шарапова сыграть ему на пианино «Мурку».
Шарапов, пытаясь убедить бандитов в том, что он «честный фраер», исполняет популярную мелодию, и Промокашка подпевает дурным голосом: «Эх, кольца и браслеты, шляпки и жакеты разве ж я тебе не покупал?». Сегодня, после выхода в эфир телесериала «Мурка», многие уверены, что у героини песни был прототип — реальная женщина, спецагент МУРа и НКВД Мария Климова. Но так ли это на самом деле?
Неблатной шансон
Сюжет песни прост и драматичен. Некий лирический герой рассказывает о своей любви к Мурке, отчаянной и удачливой воровке, которую уважали все бандиты города Одессы: «Речь держала баба, звали ее Мурка, хитрая и умная была! Даже злые урки все боялись Мурки, воровскую жизнь она вела».
В итоге уркаганы узнают, что Мурка — двойной агент Губчека под прикрытием (в другой версии МУРа — Московского уголовного розыска, откуда и кличка Мурка), и убивают ее: «пулю ты за это получай».
На самом деле у блатного шансона имеется вполне литературный вариант. Песню сочинил известный в СССР эстрадный автор и сценарист Яков Ядов, и поначалу она относилась к жанру «жестокого романса». Более того, песня была официально издана в одном из песенных сборников.
Шедевр, что называется, пошел в народ и быстро сделался достоянием городского фольклора. То есть зажил собственной творческой жизнью. Известно, как минимум, до двадцати вариантов текста.
Начиная с 20-х годов песня о любви, предательстве и мести сделалась настоящим «хитом» блатного и дворового репертуара. Ее распевали под гитару во дворах и на воровских «малинах», часто заказывали мотив в ресторанах. «Мурку» исполнял в своих джазовых концертах самый знаменитый советский шансонье Леонид Утесов. При этом, как часто бывает, за выдуманным расхожим сюжетом люди пытались найти реальную историю.
Ликвидация Бриллианта
Самая распространенная версия — за героиней блатной песни скрывается некто Маруся Климова, оперативница вовсе не МУРа, а столичного ГПУ. Она входила в группу московских чекистов под руководством Берга и в Одессу приехала с миссией внедрения в банду Бриллианта, одного из главарей преступного мира тогдашней России. Задача Мурки заключалась в том, чтобы ликвидировать авторитета.
Маруся выдала себя за известную уголовницу Маргариту (Марго) Дмитриевскую, которая якобы эмигрировала в Румынию вместе со знаменитым анархистом «батькой» Нестором Махно. Оказалось, однако, что это не так, Дмитриевская находилась в борделе под Одессой, куда ее сдали сами бандиты, и легенда Маруси была раскрыта. Уголовники жестоко расправились с Муркой, что и запечатлел финал блатной песни.
И вот тут сразу же появляются варианты фабулы. Якобы на самом деле Марусе Климовой удалось уйти от бандитского возмездия; она благополучно дослужилась до капитана НКВД и была снята с учета только в 1952 году. Фотографии легендарной оперативницы и ее личное дело якобы были уничтожены, сохранилась только карточка снятия с учета. В 1952-м Марии Климовой как раз исполнилось 55 лет, возраст выхода на пенсию.
Девушка из «Бристоля»
Впрочем, существует и другая версия событий, связанная вовсе не с Одессой, а другим портовым городом — Ленинградом. Действие этой истории происходило не в начале двадцатых, а в 1926-м, и фамилия героини была вовсе не Климова. Мария Евдокимова служила в ленинградской милиции. Юную красивую девушку удалось внедрить в «осиное гнездо» лиговских бандитов — трактир «Бристоль». Маша тогда только начала свою службу, и никто из уголовников ее знать не мог.
Девушка «работала» под так называемую «хипесницу», то есть женщину, которая предлагает мужчине свои сексуальные услуги, вымогает у доверчивого клиента деньги, после чего внезапно появляется ее «муж». Евдокимова убедила хозяина в том, что ей необходимо на некоторое время «затихариться», и он взял ее на подсобные работы.
За месяц наблюдения Мария собрала все необходимые сведения и даже сумела раскрыть личность «крота» в органах милиции. После чего уголовный розыск Ленинграда устроил масштабную облаву на «Бристоль». Операция сразу же обросла мифическими подробностями. Якобы оперативники прибыли к месту облавы на десяти автомобилях и захватили несколько десятков «воров в законе».
Так это или не так - не столь уж важно. Бесспорно то, что ленинградская история ни в чем не уступает одесской и тоже вполне годится для сюжета очередного телесериала. Ну, а знаменитая «Мурка» еще долго будет оставаться в «золотом фонде» русского шансона.