То, что незаметно отравляет жизнь нам самим и окружающим
К Советскому Союзу можно относиться по-разному: вздыхать о том, как тогда прекрасно жилось и какой стабильной была жизнь, возмущаться кровавым режимом, считать, что «совок» затхл и ужасен. Одно неоспоримо: советская эпоха наложила отпечаток даже на тех, кто ее не застал. Многие привычки большинства россиян уходят корнями в позднесоветскую действительность. Некоторые из этих привычек существенно портят нам жизнь.
Жить светлым будущим
Когда-то было принято верить, что скоро наступит коммунизм. Вот еще немного – и мы его построим. Правда, это «скоро» то и дело отодвигалось во времени. Возможно, именно поэтому многие люди жили завтрашним днем. Как в старом фильме «Айболит-66»: «Это очень хорошо, что пока нам плохо» – а завтра, глядишь, явится птица счастья завтрашнего дня, и тогда-то заживем как люди. А сегодня пусть красивый фарфор и хрусталь стоит в серванте, мы поедим из серых тарелок, похожих на больничную посуду; новое платье висит в шифоньере, а мы донашиваем то, что еще не порвалось. Папа, купи кроссовки – куда тебе, ты еще не сносил коньки.
Тащить домой с работы
«Все вокруг колхозное, все вокруг мое» – этот лозунг многие трактовали как призыв нести домой все, что не приколочено. И это считалось абсолютно нормальным. Соответственно, у директора продуктового магазина дома не переводились фрукты и вырезка, дети сотрудников универмагов щеголяли в новеньких дефицитных сандаликах, а семья начальника поезда спала на казенном железнодорожном белье. И никто не считал это воровством – а как иначе, дефицит же кругом. Сейчас дефицита, хвала небесам, нет – а привычки стибрить с работы хотя бы карандашик остались актуальными.
Ешь до дна
Советских детей воспитывали на рассказе «Общество чистых тарелок», в котором сам дедушка Ленин объяснял детсадовцам, как важно съедать все, что тебе положили. Даже если ты сыт. Даже если ты это не любишь. Даже если ты этим давишься и втайне желаешь поварихе мучительной смерти. Не съешь – не вырастешь. За что уплочено, должно быть проглочено. Лучше в нас, чем в таз. Зря, что ли, варили? Возможно, именно поэтому наши женщины с таким трудом худеют: сколько бы ни твердили диетологи и психологи, что человек – это не мусорное ведро, им намертво противостоит наше внутреннее общество чистых тарелок.
Не хочу быть прелестью
В советское время комплименты считались признаком пошлости и мещанства. Поэтому советские мужчины в большинстве своем не умели делать комплименты. А тех, что умели, успешно отучали от этого советские женщины. «На вас красивая кофточка!» – да она растянутая, за сестрой донашиваю. «Вы сегодня так хорошо выглядите!» – да ерунда, просто голову помыла. Как в «Собачьем сердце»: «Вы мужчина или женщина? – Какая разница, товарищ?»
Мой дом – мой склад
Советскому человеку было трудно выбросить вещь на помойку. Потому что – вдруг пригодится? В магазинах нет то того, то этого, приходится быть голью, хитрой на выдумки, и постоянно прикидывать, на что сгодится всякое старье. В драных колготках можно хранить лук, из вытертого сзади платья выйдет отличная детская рубашечка, из старых открыток выходят прелестные занавески. А одежду, которую уже и дома-то носить неловко, можно отвезти на дачу. И старую продавленную мебель – тоже на дачу. Если в доме что-то ломалось – это нельзя было выбрасывать. Даже если вся квартира была загромождена сломанными вещами, которые когда-нибудь могут пригодиться. В жестяных коробочках хранились старые пуговицы, а на балконах – старые неработающие холодильники.
Сегодня подобное поведение принято называть собирательством и считать психическим отклонением.