Шипы и Роза на пути Бонапарта к власти
Кем только не считают Наполеона – безжалостным, агрессивным, хладнокровным завоевателем. А между тем, есть все основания полагать – любовь, не то чтобы несчастная, но оплеванная, стала причиной, по которой честолюбивый молодой вояка постепенно превратился в «корсиканское чудовище».
Июньская роза
Имя ее было столь же затейливым, какой потом оказалась судьба - Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери, кратко – Роз. Она появилась на свет 23 июня 1763 года. Этот «цветок» и был как летняя роза – ярким, многообещающим, томным.
Единственно, на что она была не согласна – это увянуть, и всю жизнь, словно шипами, цеплялась за судьбу, которую мечтала сделать особенной. Она даже всех уверяла, что в детстве старуха негритянка нагадала ей: маленькая Роз будет больше, чем королевой.
Отец девушки был плантатором на Мартинике, а ей хотелось титула. И она выскочила замуж в16 лет, за виконта Александра де Богарне. Тот был, бесспорно, красавец, правда, дворянство его не внушало доверия. А уж характер – бабник и зануда в одном флаконе.
Независимая креолка, несмотря на рождение сына Эжена и дочери Ортанс, добилась расторжения брака. Неизвестно, что бы ждало «разведенку» в дальнейшем, если бы не революция 1789 года.
Мартиника стала опасным местом, зато бывший супруг неожиданно подставил красивое плечо: Богарне пробился в депутаты Генеральных штатов.
Забегая вперед, скажем, что политическая деятельность довела его до казни, зато Роз до поры до времени стала желанной гостьей в самых популярных домах и салонах. Затем прекрасная креолка чуть не разделила печальную участь экс-супруга, но помогли влиятельные друзья. Среди них оказался и Поль Баррас.
Шпага в фиалках
Одна из версий знакомства Розы Богарне с генералом Наполеоне Буонапарте (так по-корсикански звучат имя и фамилия императора) связана как раз с Баррасом. Вроде бы Роз была его возлюбленной и обходилась члену Директории (правительства) слишком дорого. И на одном из обедов Баррас познакомил очаровательную мадам с перспективным офицером, который был моложе Роз на шесть лет.
Другие утверждают, что они встретились на балу, причем Роз, презрев драгоценности, украсила себя только фиалками. Очарованный Буонапарте провожал даму до кареты и поймал слетевший с корсажа букетик. На их свадьбе были фиалки, и якобы потом - даже с театра военных действий – каждый год утром 9 марта Жозефина получала букет фиалок.
Третью версию излагал сын Жозефины Эжен. Якобы он сам, тогда еще мальчик, пошел к генералу Буонапарте с просьбой вернуть шпагу отца, которую отобрали при обыске, – в Париже без конца творились беспорядки.
Генерал не мог не пойти навстречу юноше, а потом с благодарностью явилась и его мать… В любом случае, будущая Жозефина и будущий Наполеон познакомились и полюбили друг друга.
У них было довольно много общего: они родились на островах, Наполеон был выходцем с Корсики. Франция не являлась их родиной в полном смысле слова. Оба успели побывать в тюрьме. И оба мечтали завоевать мир. Заодно оба и переименовали друг друга. Отныне она стала Жозефиной – а он на французский лад Наполеоном Бонапартом.
Жозефину не зря обожали влиятельные мужчины, которые, казалось бы, могли себе выбрать подругу помоложе. Ведь в XVIII веке 30-летняя женщина считалась старухой. Но не мадам де Богарне, которая сделала опыт еще одной приманкой. Она была не только грациозна и чувственна.
Необразованная Жозефина точно знала, что именно хочет слышать от нее любовник. Она будоражила Наполеона комплиментами по поводу военных талантов, хотя слава его тогда только-только зарождалась и на счету была лишь одна крупная успешная операция.
Неслучайно, когда решившиеся пожениться мадам и генерал пошли к нотариусу, тот простодушно сказал невесте: «Это величайшая ошибка, и вы об этом еще пожалеете. Выйти замуж за человека, у которого за душой только армейская шинель и шпага!»
Говорят, Наполеон всю жизнь помнил эти слова. Неизвестно, разыскал ли он нотариуса, но Жозефина получала от своего супруга в дар бесценные сокровища, которые он добывал в завоеванных странах.
Треснувший медальон
9 марта 1796 года брак Жозефины и Наполеона был зарегистрирован самым скромным образом (если не брать в расчет те самые романтические фиалки). Причем в соответствующем акте специально был указан неверный возраст супругов: жениху насчитали 28 лет, невесте на год больше.
При этом Наполеон усыновил обоих детей жены. На свое жалованье он смог приобрести золотой медальон в качестве свадебного подарка и велел выгравировать там слова «Это судьба». Знал бы Наполеон, какая судьба его ждет с прекрасной женушкой.
Вот мать Наполеона и его сестры сразу невзлюбили невестку и все годы умоляли сына и брата расстаться с «этой старухой». Но поначалу Наполеон даже в мыслях такого не допускал, хотя расстаться в буквальном смысле им пришлось сразу же. Молодой генерал ехал командовать французскими войсками в Италии. Естественно, он рассчитывал, что жена к нему прибудет. Но что-то она не спешила.
Он пишет ей: «Счастлив я бываю только рядом с тобой, все время вспоминаю твои поцелуи, твои слезы, твою очаровательную ревность… Скорее приезжай, чтобы мы могли сказать, умирая: “У нас было так много счастливых дней!”». Ничего себе безжалостный вояка.
На груди у него медальон с портретом прекрасной креолки, он достает его, даже при посторонних, и не стесняясь покрывает поцелуями. Но однажды стекло на медальоне лопнуло. Наполеон суеверно заподозрил что-то неладное, вплоть до измены. И вдруг получает письмо от Жозефины, которая якобы беременна.
Наполеон разражается потоком нежных писем. А супруга его в это время в Париже смеется: до чего же этот парень забавный. Зачем ей дорога на войну, грязь и тряска, когда в Париже сплошные балы – как раз в честь захвата французскими войсками вражеских знамен. Жозефина – главная героиня, ведь командует войсками ее муж!
И в конце концов Бонапарт не единственный удалой военный на всем свете. Вот Шарль Ипполит, адъютант генерала Леклерка, чудо как мил и еще моложе Наполеона, а самой Жозефины – на целых девять лет. И она отговаривается самой уважительной «женской» причиной. Кто же знал, что Наполеон так сентиментально все воспримет и посреди кампании захочет в отпуск?!
Зря смеялись
Тут уже и Баррас, прекрасно все понимавший про свою бывшую любовницу, встревожился. А письма от Наполеона идут – отчаянные, обвиняющие. Да и Жозефина не дурочка, роман романом, а муж-то уже употребляет слова «разрыв» и «развод». «Гражданка Бонапарт» (так любил называть ее в письмах супруг) решает пуститься в дорогу.
Наполеон уже ради нее завоевал Милан. Но Жозефине не нужен Милан, ей нужен Шарль Ипполит. Может, взять его с собой? Тем более что муж ей просто расчищает дорогу: «Если хочешь кого-нибудь пристроить, можешь прислать его сюда, я подберу ему место». А с Ипполитом ее связывали не только любовные, но и деловые отношения.
За короткое время, минувшее после свадьбы, Наполеон значительно пополнил французскую казну. Только из Ливорно он вывез английских товаров на 12 миллионов франков.
После завоевания Милана он получает трехнедельный отпуск и по-королевски встречает Жозефину в Лионе. Но в первую же ночь, когда супругам представилась возможность поспать не в походе, Жозефина немедленно заявляет, что «плохо себя чувствует». Ведь буквально в соседних покоях расположился обожаемый адъютант.
Она брала юного любовника с собой в Геную, где именно в честь неё, жены главнокомандующего, были устроены большие торжества. А Наполеон – он не дождался желанного наследника. Зато в марте 1798 года, всего через два года после свадьбы, получил сведения о недостойных финансовых сделках и предосудительном поведении Жозефины.
Вроде бы ей удалось убедить супруга в том, что это всё сплетни. Но в 1799 году английская эскадра громит французский флот, и в руки адмирала Нельсона попадает переписка Наполеона с братом, где он признается в своей неудавшейся семейной жизни.
Английская пресса повеселила публику, предав эти письма гласности, сохранив все чудовищные грамматические ошибки будущего императора. Но веселились они зря. Биографы считают, что именно с этого момента из жизни Бонапарта ушел идеализм. И в последующие годы всей Европе суждено было почувствовать на себе разрушение семейного счастья Бонапарта.
Нет сердца, только голова
Наполеон начинает все серьезнее подумывать о разводе с Жозефиной. Он смутно догадывается, что детей от жены у него не будет. А сам уже занимает такое положение, что надо задумываться о наследнике. Да и вокруг – послереволюционный бардак, которым можно удачно воспользоваться и добиться наибольшей власти.
Теперь он уже мог позволить себе содержанок. Даже чуть не женился на прелестной Маргарите-Полине Белиль, которая вообще-то была замужем. Но она тоже не смогла ему дать то, чего больше всего жаждал Наполеон, - ребенка, и была отставлена, правда, при этом щедро одарена.
Опомнившаяся Жозефина всеми способами, даже унижениями, привлекая к этому делу детей, умоляла мужа простить ее. До поры до времени Наполеон решил не предпринимать конкретных шагов.
Может быть, он чувствовал, что уже близится 18 брюмера (9 ноября 1799 года), знаменитый переворот, после которого Наполеон сначала возглавил правительство, а потом уничтожил Республику и стал императором.
По крайней мере, когда 2 декабря 1804 года в Нотр-Даме Наполеона венчали на царство, корону возложили и на голову Жозефины. Но браку их оставалось существовать недолго. Нужна династия, нужен наследник; следовательно, необходима другая жена. Говорят, что он сказал ей накануне развода, в ноябре 1809 года: «У политики нет сердца, а есть только голова». Ведь она так и не стала для Наполеона чужой.
Вопрос о своей следующей жене Наполеон решал не сердцем, а на совещании. Посоветовавшись с самыми высокими сановниками, он постановил: раз две сестры русского императора Александра I, одна за другой, не согласились, то его женой будет австрийская эрцгерцогиня Мария-Луиза, дочь императора Франца I. Австрия ликовала: отправив на заклание 18-летнюю девушку, страна спасла себя от дальнейших военных потрясений.
Невеста никогда в глаза не видала жениха, она его даже и в день свадьбы не видела – Наполеону эти церемонии были не нужны, его с успехом заменили маршал Бертье и эрцгерцог Карл. Впоследствии он дождался от Марии-Луизы сына, Наполеона II. У него были и внебрачные сыновья. Законного наследника он искренне и нежно любил, вовсе не так, как описывал это Лев Толстой.
Пять лет одиночества
47-летняя Жозефина после развода стала жить в замке Мальмезон, который она приобрела еще в 1799 году, - в 20 км от Парижа. Там ей многое напоминало о недолгом семейном счастье, которое сама она и не уберегла. Ведь Наполеон любил приезжать в замок, у него там были и кабинет, и даже зал для совещаний. Там иногда заседало правительство Франции…
За Жозефиной был сохранен титул императрицы. Дети к тому времени уже были «пристроены», сын стал вице-королем Италии и принцем Венеции, да и о его дальнейшей судьбе Наполеон обещал позаботиться, а дочь вышла замуж за младшего брата Бонапарта, ставшего королем Голландии. Жозефина продолжала изредка встречаться с Наполеоном – ведь она был по-своему очень неглупой женщиной, отличной советчицей, хорошо разбиралась и в делах, и в интригах. У бывших супругов шла оживленная переписка.
Теперь Жозефина страстно занималась своими любимыми цветами – конечно, розами (два сорта роз – «Лапажерия», по ее девичьей фамилии, и «Жозефиния», были названы в честь бывшей императрицы еще при ее жизни). В замковых оранжереях она собрала экзотические растения со всего мира, в парках резвились редкие животные и птицы – страусы эму, кенгуру,
Она искренне хотела последовать за Наполеоном на остров Святой Елены, но Александр I, который после низвержения французского императора вершил судьбы Европы, не позволил. Он навестил Жозефину весной 1814 года. Так это или нет, но вроде бы она простудилась на прогулке с русским монархом, и уже 29 мая скончалась.
Наполеон пережил ее ровно на семь лет. Говорят, перед смертью он прошептал «Армия. Франция. Жозефина». Вполне возможно! Ведь важно не то, какой она была, а то, кем он стал ради нее.