Правда о том, как была создана знаменитая «Джоконда»
Кто эта женщина? Почему она так загадочно смотрит на нас? Каким образом, не будучи совершенной красавицей, она привлекает поклонников со всего света? Кажется, «Джоконда» – не просто картина, а нечто большее.
Личность не установлена
По официальной версии на полотне изображена супруга Франческо дель Джоконда, купца из Флоренции, торговца шелками. В 1503 году Франческо заказал Леонардо да Винчи портрет своей жены Лизы – и художник, который как раз сидел без заказов, взялся за эту работу. Правда, не закончил ее и денег от купца не получил. Позже, уже будучи во Франции, Леонардо не то подарил, не то продал картину королю Франсуа I.
По другой версии «Мона Лиза» – никакая не Лиза, а Катерина, то есть мать Леонардо. По третьей – некая Пацифика Брандани, замужняя любовница Джулиана Медичи. Есть и еще один вариант: в образе загадочной Джоконды живописец изобразил своего ученика Салаи, наряженного в женское платье. Отдельные оригиналы утверждают даже, что «Джононда» – это и вовсе автопортрет.
Загадочный взгляд
Необычность облику Джоконды придает отсутствие у нее бровей. Принято считать, что все дело в тогдашней моде: красавицы тех времен часто выщипывали брови даже не в тонкую ниточку, а полностью. Однако, если присмотреться к картине, можно увидеть над левым глазом женщины следы мазков, обозначающих линию брови.
Так, Паскаль Коте, инженер из Франции, предположил, что изначально художник изобразил Мону Лизу вполне себе с бровями – но потом в результате не слишком искусной реставрации они исчезли. Коте использовал сканер со сверхвысоким разрешением, чтобы создать копию картины; увеличив эту копию, он обнаружил у Джоконды следы бровей.
В глазах Моны Лизы также заключена загадка. И дело не только в том, что взгляд у нее не то ироничный, не то снисходительный, не то нечеловечески мудрый. При сильном увеличении становится видно, что в ее зрачки вписаны крошечные, почти микроскопические буквы. В правом глазу – буквы L и V; предположительно это инициалы художника. В правом – не то S, не то B, не то еще что-то – буквы расплылись, и идентифицировать их сложно.
Сама знает, кому улыбаться
Долгие годы эксперты пытались объяснить феномен исчезающей улыбки Джоконды. Существуют даже анекдоты на эту тему – мол, ей уже столько лет, что она сама вправе решать, кому улыбаться, а кому нет. Так или иначе, если смотреть только на губы, то может показаться, что они просто плотно сжаты; если только на глаза – видно, что они и вовсе печальные. А если на секунду отвести глаза от полотна и «включить» периферическое зрение, то кажется, что женщина на портрете все же улыбается. Некоторые эксперты утверждают, что все дело в тени от лица Джоконды – это с ее помощью художник добился такого странного эффекта.
Грамотный пиар
В результате Великой французской революции «Мона Лиза» из королевской собственности перешла в государственную; ее выставили в Лувре. Однако собирать вокруг себя толпы картина начала лишь в XX веке. До этого полотно считалось ценным, но не слишком интересным образцом искусства эпохи Возрождения.
Все началось с похищения. Итальянец по происхождению Винченцо Перуджиа, бывший сотрудник Лувра, решил украсть «Джоконду» и вернуть ее на историческую родину. И действительно украл. Шумиха в газетах поднялась невероятная. Два года картину не могли найти – и, возможно, так бы и не обнаружили, если бы не оплошность похитителя: он откликнулся на объявление в газете, ответив согласием на предложение приобрести у него полотно.
После того как «Мона Лиза» вернулась в Лувр, ее популярность поднялась до небес. Ходили даже слухи, что, мол, администрация музея специально подстроила это похищение, чтобы подстегнуть интерес публики к полотну. Тех, кто распространял подобные слухи, не смущал даже тот факт, что после кражи полотна все руководство Лувра было уволено – и никто из администрации не получил от этого похищения выгоды.
Так или иначе, но сегодня у «Джоконды» в Лувре есть отдельный зал, и народная тропа к этому полотну не зарастает.