Таинственный ядерный чемоданчик есть у президентов всех стран, владеющих ядерным оружием, но из соображений безопасности никто достоверно не знает, как он выглядит, где хранится и что у него внутри.
Три российских чемоданчика
О необходимости создания ядерного чемоданчика в СССР впервые задумались в 1970-х годах. Тогда советские власти вполне серьезно рассматривали возможность ядерного удара со стороны Соединенных Штатов и нуждались в способе быстрого ответа на него. Способ запуска ядерных боеголовок в то время был один-единственный — верховному главнокомандующему нужно было лично приехать в командный пункт и отдать приказ о запуске. Над автоматизацией этого процесса советские инженеры работали почти 10 лет.
Эксплуатация первых ядерных чемоданчиков началась в 1983 году. Именно «чемоданчиков», а не «чемоданчика», ведь на первых порах их было два — у министра обороны СССР и начальника генерального штаба. Вскоре прибавился и третий — его вручили главе государства. Причем для запуска ядерного оружия не достаточно сигнала с одного ядерного чемодана, сигнал должен поступить со всех трех устройств. Так что мысль о том, что президент единолично может в любой момент отдать приказ о запуске ядерных ракет — это большое заблуждение.
Какой он снаружи и внутри
Долгое время информация о ядерном чемоданчике, который коротко называли «Чегет», держалась в строжайшем секрете, но после распада Советского Союза завесу этой покрытой мраком тайны приоткрыл в своих показаниях по делу ГКЧП бывший министр обороны СССР Дмитрий Язов. Как оказалось, «чемоданчик» представляет собой неприметный портфель-дипломат черного цвета производства американской фирмы Samsonite.
В руках президента вы никогда его не увидите — его носит специально обученный офицер званием не ниже подполковника. Он обязан всегда находиться в непосредственной близости от президента. При этом важным фактором отбора претендентов на должность носителя чемоданчика всегда было умение не тушеваться перед начальниками.
Внутри чемоданчика — особое устройство связи с военным командованием. Эта связь осуществляется не голосом, а с помощью закодированного сигнала, который не смогут перехватить вражеские разведчики.
Использовался ядерный чемоданчик в отечественной истории всего однажды — в 1995 году первым президентом России Борисом Ельциным. Российские радары тогда среагировали на норвежскую метеорологическую ракету, которая по траектории полета напоминала американскую баллистическую ракету, выпущенную с подводной лодки. В тот день президенту впервые пришлось использовать «Чегет» для связи с военным командованием, но, слава богу, до запуска ракет дело так и не дошло.
Американский чемоданчик
В США ядерный чемоданчик появился гораздо раньше — еще в начале 1960-х при Джоне Кеннеди. Выглядел он изначально совсем не как чемодан, а как мяч, за что и получил название Nuclear Football («ядерный футбольный мяч»), использующееся до сих пор. Сейчас он выглядит совсем иначе — это металлический короб фирмы Zero Halliburton, который носится в кожаном чехле и для надежности привязывается в руке офицера-носильщика черным шнуром.
При этом сам офицер открыть чемоданчик не может, поскольку для этого требуется карточка-идентификатор с секретным кодом. Известны как минимум два случая, когда президенты теряли свои идентификаторы и страна фактически оставалась без возможности экстренного запуска ядерного оружия.
Первый случай произошел с 39-м президентом США Джимми Картером, который всегда носил идентификатор в кармане пиджака. Однажды он сдал пиджак в химчистку, забыв вытащить из него ключ. Пропажа обнаружилась в течение нескольких часов, за это время постирать пиджак с пусковым устройством «ядерной кнопки» еще не успели.
Второй же случай произошел при Билле Клинтоне в 2000 году. Когда представители министерства обороны США решили поменять код безопасности, офицер-носитель чемоданчика генерал Хью Шелтон заявил, что коды утеряны, причем уже давно — несколько месяцев назад. Клинтон по рассеянности потерял ключ от ядерной кнопки, а сообщать об этом то ли постеснялся, то ли побоялся.