- Время от времени всех нас, мужиков, надо немножко колотить, - оправдывает Ольгу её бывший муж Михаил Левитин
В минувшем году фарфоровую свадьбу - 20-летие брака отметила, казалось бы, идеальная актерская пара - Ольга ОСТРОУМОВА и Валентин ГАФТ. И вдруг в кулуарах театра «Современник», где служит Валентин Иосифович, зашептались, дескать, между ним и супругой пробежала черная кошка. Говорили, что в пылу участившихся ссор народная артистка якобы даже поднимает руку на великого мужа. А когда, мол, информация об этом дошла до ВОЛЧЕК, то разгневанная Галина Борисовна позвонила Остроумовой и пригрозила: «Если подобное повторится, мы у вас Гафта заберем!»
Один бывший актер «Современника» во время прямой видеотрансляции в своем «Инстаграме» возбужденно подтвердил, что Остроумова не церемонится с Гафтом:
- Не хотел об этом говорить, но Ольга обижает Валентина Иосифовича.
Его подписчики тут же стали возмущаться: дескать, как же Остроумовой не стыдно так жестоко поступать с великолепным мастером, далеко не мальчиком и, мягко говоря, не обладающим богатырским здоровьем.
Справедливости ради отметим, что у самого Гафта отнюдь не ангельский характер.
В одном из недавних интервью Ольги Михайловны к 20-летию ее совместной жизни с Валентином Иосифовичем актрису спросили:
- Лев Дуров как-то, поздравляя вас с днем рождения, сказал, что быть женой Гафта - это подвиг. Согласны?
- Ну, я ощущаю это каждый день, - рассмеялась Остроумова в ответ. - Как? Нет, не надо, не хочу расшифровывать...
Роковая встреча в «Ландыше»
Они поженились уже в зрелом возрасте, пережив до этого четыре развода на двоих. О знакомстве Гафта и Остроумовой автору этих строк рассказывал ее коллега по Театру им. Моссовета Александр Леньков, теперь уже покойный:
- Я помню, что портреты Оли у всех дальнобойщиков висели вперемешку с постерами из журнала «Плейбой». Но, несмотря на это, за Остроумовой мужчины массово не ухаживали, так как понимали, что это бесперспективно. Я присутствовал на ее первой встрече с Валентином. Мой приятель - администратор Генка Касмин, в прошлом артист цирка, в начале 90-х занялся организацией концертов. Тогда в нашем цехе царили полнейшая безработица и безденежье. И вдруг появилась возможность участвовать в этих корпоративных вечеринках. Гена приглашал многих выступать перед жующей публикой. Певица, артист цирка, фокусник и все мы, театральные актеры, приехали тогда в кафе «Ландыш», что в парке «Сокольники». Вот там-то и произошла судьбоносная встреча. Ольга и Валентин выступили, получили по 16 рублей (бутылка водки тогда стоила шесть) и разговорились. Потом они обменялись телефонами и стали встречаться. Валя и Ольга - очень разные, поэтому и подошли друг другу. Формула семейного счастья именно в том, что кто-то, независимо от пола, умеет забивать гвоздь, а другой - лежит на диване и читает книгу.
Леньков тогда ясно дал понять, что гвозди в семейном союзе наших героев забивает Остроумова, а книги читает Гафт.
- Оля всегда ревностно относится к творческим проявлениям мужа, - добавил Александр Сергеевич. - Если Гафт в компании принимался декламировать стихи или свои знаменитые эпиграммы, жена тактично его одергивала, думая, что слушателям Валя уже наскучил. Остроумова - бескомпромиссный человек во всем. Например, на репетиции она всегда отстаивает свою точку зрения. Но это ее мнение. Или вот еще пример. У нас в театре шел спектакль Виктора Мережко «Мужчины по выходным». Оля быстро поняла, что пьеса слабая и пошлая, и потребовала ее немедленно убрать из репертуара, хотя сама в ней не играла. А если, мол, этого не случится - уйду из труппы! Тем не менее спектакль долго шел, сборы были большие, хотя нам всем было стыдно. Но только Остроумова отваживалась говорить об этом вслух.
Ушел от Ахеджаковой
Валентин Гафт тоже слывет в актерском мире ершистым партнером. Когда я дозвонилась ему, чтобы расспросить о нынешних проблемах с супругой, Валентин Иосифович быстро перевел разговор на другую тему:
- У нас все хорошо с супругой Олей Остроумовой. Осенью у нее будет юбилей, обязательно отметим. И стихи, и подарки - все будет! Главное - было бы здоровье. И вообще у меня сейчас все мысли о работе, а не о том, что вы спрашиваете. Это все мелочи жизни! Недавно я сыграл для коллег предпремьерный показ постановки «Пока существует пространство», а осенью уже будет премьера для всех зрителей. Галина Борисовна Волчек повлияла, чтобы эту пьесу взяли в репертуар «Современника». Написана она мной и Саидом Баговым. Вдвоем с ним и сыграли. Саид стал еще и режиссером.
- Валентин Иосифович, - гну свою линию. - Может, вам нужна какая-то поддержка? Если есть проблемы, скажите прямо. Ведь вас так любят зрители!
- Я знаю, что меня любят зрители. Но на качество спектаклей это не влияет, - опять он о своем. - Если любят, но я плохо сыграю по любой причине, то кому это нужно? Из постановки «Игра в джин», где мы с Лией Ахеджаковой играли пять лет, я ушел. Просто перестал с Лией находить общий язык. Сейчас меня заменил блестящий актер Вася Бочкарев. Когда-то мы с ним еще в Театре на Малой Бронной работали. Партнеры обязаны и уважать, и понимать друг друга. Если ушло понимание, то и незачем играть.
Моменты возбуждения
Так и не добившись от Гафта откровенности, звоню бывшему мужу Остроумовой - режиссеру Михаилу Левитину. Может быть, он расставит точки над «i»?
- Мы с Ольгой больше 23 лет в разводе, но тем не менее по-настоящему дружим. У нас двое детей и четверо внуков. Что же касается Оли и Гафта, то у них крепкий брак, они хорошо живут. А те, кто им завидует, тот об их напряженных отношениях и говорит. Хотя не скрою, в моменты эмоционального возбуждения Остроумову очень трудно успокаивать!
- А она может ударить и оскорбить?
- В принципе может. Например, такое происходило по отношению к детям, когда они доводили ее. Хотя Оля безумно их любит. Меня не била. У нас с ней была прекрасная жизнь. А как только я понял, что она захотела меня ударить, сразу решил собирать манатки. Подумал, что надо быстрее уходить, а то все что угодно может произойти, если резко выйдет из себя. По поводу Гафта… Не знаю... Но вообще-то как можно его бить?! И за что его бить? Хотя время от времени всех нас, мужиков, надо немножко колотить. И Оля, как женщина, имеет на это право. Да, она может по шее дать, и будет права. Ее нельзя в определенные моменты трогать. Надо просто оставить в покое, чтобы жила, дышала полной грудью.
Комментарий специалиста
Ирина ШУРЫГИНА, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
- Женщины чаще срываются, потому что у них более подвижная психика, они гораздо эмоциональнее. А срыв - это провокация конфликта. Так что на женщинах лежит немалая доля ответственности за семейные скандалы. В большинстве случаев агрессия слабого пола - ответ на насилие мужей. 93 процента женщин, хоть раз нападавших на супруга, сами были жертвами его избиений.
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
* Елена Батурина не стеснялась прилюдно надавать мужу тумаков.
- Как-то сидим у Юры и Лены в гостях с Церетели. Уже около полуночи, а он нас не отпускает, - рассказывал друг бывшего московского мэра Юрий Гехт. - Понимаем: назревает очередной скандал. Выходит Елена в наспех запахнутом халате: «Пора спать!» Юрий не реагирует. Тогда она подходит, снимает тапок и по лысине ему ка-а-ак даст!
* Когда у Надежды Бабкиной был непродолжительный роман с Розенбаумом, там кипели такие страсти! Она делилась:
- В бильярдной он мог запустить в меня шаром, а я ему - кием в ответ по башке. Могла его из машины вытолкнуть. Один раз даже зуб ему вырывала. Ходил, ныл-ныл, к докторам идти боялся. Выпил стакан водки, я ему зуб раскачала и вырвала.