Залечь на золотое дно: до сих пор в морской пучине хранятся несметные сокровища

Залечь на золотое дно. До сих пор в морской пучине хранятся несметные сокровища
Погрузиться под воду на десятки, а то и сотни метров для многих чистое безумие и одна из самых болезненных фобий. Но вот дайверы уверяют: такие трусишки лишают себя удивительных открытий и потенциального обогащения. На наших морях сезон в разгаре. Нырнем?

Конечно, коль уж набрался храбрости, хорошо бы сразу наткнуться на что-то ценное - тем более, как уверяют эксперты, более половины крупнейших подводных кладов, затонувших за последние 300 лет, до сих пор не найдены. Правда, сегодня серьезный поиск сокровищ под водой - удел не дайверов-одиночек, а прибыльный бизнес технически оснащенных компаний. Кстати, часто натыкающихся на судебные споры.

Год назад появились снимки драгоценностей с затонувшего у берегов Колумбии испанского галеона «Сан Хосе». Судно погибло в 1708 году после столкновения с английскими кораблями, когда перевозило в Европу золото, драгоценные камни, фарфор из Нового Света. Но нашли его только восемь лет назад на глубине около 950 м. Снимки сделали дистанционно управляемые аппараты. Ученые полагают, галеон мог перевозить около 200 тонн груза, а общая стоимость сокровищ тянет на $17 млрд. Права на ценную находку сразу же заявили власти Колумбии - корабль нашли в территориальных водах этого государства. Испанцы же кивают на международную конвенцию, подтверждающую принадлежность груза стране, под чьим флагом шло судно. Перуанцы требуют находку себе, так как именно их непосильным трудом добывались драгоценные камни. А охотники за сокровищами из США припомнили, что еще 30 лет назад определили местоположение обломков судна. Кто-то из специалистов предлагает вообще ничего не трогать и дождаться создания технологий, чтобы достать груз без повреждений.

 

«Сан-Хосе» - не единственный корабль с сокровищами, которые лежат на дне из-за того, что страны никак не поделят найденное.

«Фрау Мария» - нидерландское парусное судно, потерпевшее кораблекрушение в 1771 году по пути в Россию. Везло картины голландских мастеров, приобретенные Екатериной II для Эрмитажа, а также золото и фарфор. Обломки корабля обнаружили в 1999 году в территориальных водах Финляндии.

Notre Dame de Deliverance - арендованный Испанией французский парусник, затонувший у берегов Флориды в 1755 году. Его обнаружили в 2003-м. На борту находился груз с серебром, золотом, изумрудами, ювелирными изделиями. Лежат себе, наверное, ждут своего часа.

А эти суда все-таки подняли на поверхность.

«Васа» - шведский военный корабль, затонувший в гавани Стокгольма в 1628 году. Находился под водой 333 года. Поднимать его начали в 1957-м, работа продолжалась четыре года. Корпус судна и около 14 тыс. деревянных деталей были по отдельности законсервированы, а затем их вернули на корабль. В нем открыт музей.

«Мэри Роуз» - трехпалубная английская каракка, построенная при Генрихе VIII. Судно было спущено на воду в 1510 году. Участвовало в морских сражениях во время Итальянских войн. Выставлена на обозрение в Портсмуте.

 

Охранный слой

По мнению специалистов, самые интересные находки скрываются на глубине более 200 м. Там лежит сероводородный слой - опасный для живого, но идеальный консервант. В 2018-м в 80 км от Болгарии обнаружено древнегреческое судно возрастом 2,4 тыс. лет. Выглядит так, словно только что затонуло.

А это крымские находки. Летом 2015 года на глубине 80 м у берегов Балаклавы подводные археологи обнаружили остатки деревянного корабля периода Средневековья с грузом амфор.

Рядом с Судаком лежит галера из Пизы. 14 августа 1277 года в бою с генуэзскими кораблями она загорелась и затонула на глубине 12 м. Деревянные части судна не сохранились. Но керамика, монеты, оружие XIII в. перед тем как рассыпаться, покрылись коркой из отложений. Внутри пусто, а наружный слой повторяет очертания артефактов. Ученые отдают их на рентген и получают точную форму предметов.

Страсти по Дмитрию Донскому

Некоторые компании, объявляя о сенсационной находке, привирают с целью наживы. Пять лет назад южнокорейское агентство «Ренхап» сообщило, что обнаружило российский крейсер «Дмитрий Донской». В 1905-м после Цусимского сражения команда затопила его в неравном бою у острова Уллындо вместе с $133 млрд - астрономической суммой, предназначенной Российскому Тихоокеанскому флоту. Предприниматели намеревались ее достать. Однако ученые сомневаются, что на борту были такие деньги, да и искать их корейцы не торопились. Но стоимость акций компании взлетела в разы, ведь подводники обещали расплачиваться с акционерами мифическим «русским золотом».

 

Замшелые древа

Исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто относился к добытчикам морских сокровищ с сочувствием.

- Честному капитану придется посвятить в дело экипаж и гарантировать каждому причитающуюся ему долю, - писал он. - Он потребует от всех обета молчания. Но после второго стакана в первом же бистро тайна станет всеобщим достоянием. Если капитану удастся поднять золото с затонувшего испанского галеона, наследники королей и конкистадоров извлекут замшелые генеалогические древа, чтобы потребовать по суду долю, и немалую. Правительство страны, в чьих территориальных водах окажется находка, попробует наложить на нее эмбарго. И если после судебного крючкотворства несчастному капитану все же удастся привезти домой несколько дублонов, в него мертвой хваткой вцепится налоговый инспектор. Как этот человек, потерявший друзей, репутацию и судно, будет проклинать разорившее его золото!

Город, которого нет

Исследователи добрались до подводных городов. В 2017-м нашли руины древнеримского Неаполиса, в 2022-м на дне озера в Гватемале - древний город цивилизации майя. В том же году в Зауралье археологи обнаружили затонувшее древнее поселение в пойме озера. Исследуют они и древнегреческий город Акра под водой на территории Крыма.

В Китае на дне озера Циндао скрылся город древней цивилизации - Шичен, построенный 1,3 тыс. лет назад. Он был затоплен в 1950-х при строительстве ГЭС.

Многие археологи уверены, что на дне озера Каспля в Смоленской области лежат сокровища Наполеона. Отступая из Москвы, он вез обозы с награбленными золотом и драгоценностями. Но до Франции они не дошли. А вот золото Колчака стоит поискать на дне Туры - левого притока Тобола.

Плавали - знаем

Посмотреть на экспонаты подводного музея в мексиканском Канкуне можно с лодки со стеклянным дном или при погружении с аквалангом - они расположены на глубине от 4 до 8 м. Статуи людей, автомобили, дома, скульптурные композиции - многие слепки создатели музея сделали с реальных людей.

На западном побережье Крыма рядом с мысом Тарханкут есть «Аллея вождей». Статуи на глубине 12 м установил драйвер из Донецка Владимир Боруменский. Первым экспонатом стал бюст Ленина, потом появились изваяния Маркса, Кирова, Зиновьева, Дзержинского, Сталина, Ворошилова. К ним присоединились Бетховен, Чайковский, Блок, Маяковский, Есенин, Высоцкий, Шукшин. Всего в музее более 50 экспонатов.

Танк и статуя Христа

Удивительные конструкции и необычные предметы - часть из них сами ушли на дно. Часть специально поместили на глубину, как 3-метровую статую Христа на дне озера Мичиган. Распятие изготовили в 1956 году по заказу итальянской семьи, потерявшей в автокатастрофе 15-летнего сына. Мраморная скульптура простояла на кладбище шесть лет, после чего треснула и была отправлена под воду. Теперь это символичный памятник всем погибшим драйверам.

Кстати

  • Сокровища на $500 млн, обнаруженные в 2007-м на корабле «Nuestra Senoradelas Mercedes», погибшем в начале XIX в. у южного побережья Португалии, считаются самыми ценными из когда-либо найденных под водой. 17 тонн золота и серебра корабль вез в Европу из Южной Америки. Всего же, по мнению экспертов, на дне океанов и морей лежит не менее 1 млн погибших кораблей с ценностями на миллиарды долларов.