Дарья Тиунова: «Каждый выпуск я продумываю так, чтобы захватывало через экран!»
15 июня на Петербургском экономическом форуме заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков заявил, что туристическая отрасль в России активно восстанавливается, после предыдущих сложных трёх лет, связанных с ограничениями из-за пандемии COVID-19. Сейчас количество путешественников растёт: за 2022 год российские гостиницы приняли около 73 миллионов гостей.
Рост популярности внутреннего туризма — новая тенденция, которая во многом обязана тревел-передачам российского телевидения. В период закрытых границ россияне могли наблюдать путешествия только на экранах, и создатели телепроектов воспользовались этим, чтобы показать зрителям, сколько интересных мест можно посетить в нашей стране. Одна из самых рейтинговых программ о путешествиях «Поедем, поедим!» больше десяти лет выходит на телеканале НТВ. Мы встретились с продюсером передачи, членом Союза журналистов Дарьей Тиуновой, чьи выпуски каждую неделю смотрят около полутора миллионов человек. Её умение с помощью телепрограмм вызывать интерес россиян к путешествиям по собственной стране и тем самым развивать туризм, оценили персональной наградой на конкурсе «Лучшие социальные проекты России». Мы встретились с Дарьей, чтобы узнать, на что приходится идти продюсерам, чтобы создать максимально интересный контент.
— Дарья, вы стали продюсером программы «Поедем, поедим!» о заграничных путешествиях как раз в 2020 году, когда поездки для россиян стали невозможны из-за локдауна, но вы нашли выход и продолжили выпуски. Насколько сложно было делать тревел-проект в таких условиях?
— Да, я пришла в программу, когда каждый выпуск буквально держался на ниточках не толще паутины. У нас не было запаса времени, нельзя было сделать паузу — оригинальные выпуски должны были выходить каждую неделю, показывать повторы нельзя было по контракту.
Программа перестроилась за считанные дни: благодаря усилиям команды не изменились ни формат, ни подача. Изменились направления. Мы искали интересные ближайшие регионы и показывали их зрителю по такой же схеме, как и раньше: где поесть, где разместиться, что увидеть, чему удивиться. Искали необычных персонажей, которые могли рассказать о традициях или кухне своего региона.
Не могу сказать, что начинать работу в тревел-проекте в 2020 году лично мне было сложно. Я всегда много путешествовала и мечтала, чтобы два моих любимых дела – путешествия и работа на телевидении — сошлись вместе. Ожидала, что это будет невероятно интересная и вдохновляющая работа. Так и оказалось. Наверное, как говорят, звёзды сошлись. Хотя, конечно, удивительно, что это произошло в такое сложное для передвижений время.
— На российском телевидении не так много тревел-проектов, и попасть в команду одного из самых рейтинговых — непростая задача. На всех этапах вы смогли обойти несколько сотен конкурентов на эту вакансию и получить оффер. Помните, каким был первый выпуск, над которым вы работали?
— Помню, как сейчас. Мне тогда поручили продюсерскую разработку по прекрасному городу Туле. В тот период выехать даже в Подмосковье было большим делом. Вся туристическая отрасль переживала не лучшие времена, и ведомства практически перестали выделять финансовое обеспечение на рекламу регионов. Большинство ресторанов были закрыты для посетителей, а когда открылись, были вынуждены сажать гостей в двух метрах друг от друга. И когда мы говорили, что хотим снять дегустацию, многие менеджеры просто крутили пальцем у виска: вы сошли с ума, ни о каких съёмках и речи быть не может. Но я не считала все возникающие ситуации какими-то трудностями. Для меня это были просто задачи и вызовы, для решения которых нужно приложить больше усилий, больше смекалки, больше навыков. Ведь это и есть рост, профессиональный и личностный.
С Тулой в итоге всё получилось отлично: мы отошли от привычных пряников и показали в программе съедобные «лапти» и целое ассорти блюд из крапивы. После этого я как продюсер продолжила делать внушительные по хронометражу выпуски из подмосковных городов. К счастью, страна у нас богата на исторические достопримечательности и гастрономические изыски, даже в самых маленьких городах России можно найти много интересного и необычного, что понравится зрителю и потенциальному туристу — порой выпуски про Липецк или Ярославль по рейтингам могли перегнать программы про Тайланд или Турцию.
Хотя, конечно, расстраивало, что мы были сильно ограничены в выборе направлений. Командировок было мало, а хотелось масштаба. Поэтому постепенное открытие границ, конечно, вселило в нас уверенность и добавило новую волну свежего воздуха.
— Вскоре после открытия границ вы спродюсировали интересные и редкие направления: Танзания, Индия, Венесуэла, Куба, Шри-Ланка… До ваших выпусков многие из этих стран оставались для россиян закрытой книгой. По какому принципу выбираете локации и как вам удается найти и показать зрителям удивительные места в странах, где вы сами прежде никогда не были?
— Страны я выбирала и выбираю исходя из информационной повестки. Допустим, известный туроператор заявил об открытии чартерной перевозки в страну N. Если мы не снимали там выпуск, я обязательно начну переговоры с представителями турфирмы и министерством туризма страны о возможности съёмок.
В каждой стране или городе я стараюсь находить что-то действительно эксклюзивное — через местных блогеров, гидов, фотографов, частных организаторов туров ищу такие достопримечательности, которые ярче всего покажут культуру народа. Рестораны, кафе или точки с фастфудом люблю искать через отзывы реальных посетителей. Например, вместо пафосного ресторана с плохими отзывами могу переключиться на обычное кафе, в котором охотно едят местные жители.
Наобум мы на съёмки приезжаем крайне редко. Как правило, ещё в Москве я знаю, где и как будет проходить съёмка, но поддерживаю и здравую импровизацию на месте. Ведь как бы ты ни готовился, любая страна может преподнести сюрпризы. Например, оказавшись на месте, можно увидеть красивый закат или удивительного мастера, который делает за 15 минут из серебряного браслета золотой. Упустить такое просто нельзя.
— В программе от вас зависит не только поиск локаций, но и работа съёмочной группы в командировках, и условия, в которых нужно создавать новый выпуск. При этом вам приходится вести переговоры с представителями других стран, часто на уровне властей, учитывая разницу культур. Как часто случаются форс-мажоры на съёмках, как выходите из сложных ситуаций?
— В большинстве случаев я составляю всю программу съёмок и затем прошу принимающую сторону помочь с согласованием этих локаций на местах. Как раз на этапе согласования с иностранцами часто происходят ситуации, когда принимающая сторона настаивает на съёмке той или иной локации, которая никак не вписывается в нашу концепцию. Приходится искать компромисс.
Сложные ситуации часто возникают из-за разницы в менталитете. Например, мы с принимающей стороной договариваемся о съёмке той или иной локации, которую уже в процессе работы над выпуском приходится отменить — не подходит по хронометражу или просто выглядит не так феерично, как на фото. В некоторых странах люди могут серьёзно оскорбиться из-за такой отмены. В таких случаях мне как продюсеру нужно применить навыки настоящего дипломата: чтобы и команда не перерабатывала, и принимающая сторона была довольна.
Обычно все внештатные ситуации решаются прямо на месте довольно быстро. Бывает, что представитель принимающей стороны не говорит по-английски и не может предоставить переводчика, тогда приходится создавать программу с помощью онлайн-переводчика в переписке. Бывает, приходится менять сценарий на ходу. Здесь очень важна гибкость всей команды — и мы с этим справляемся на ура.
— С началом пандемии цены на путешествия значительно выросли, так же, как и усложнились возможности для их организации. Чтобы поддерживать выпуски на достойном уровне, вы наладили крепкие и надёжные сотрудничества с министерствами, посольствами, офисами по туризму различных стран. Как происходит эта работа со стороны вас как продюсера?
— Приходится постоянно включать смекалку! Работа продюсера теперь заключается уже не только в том, чтобы создать маршрут, сценарную разработку, найти самые необычные локации, создать логистику всего съемочного процесса, но самое главное — найти того, кто сможет эту поездку поддержать.
Именно так начался мой стремительный рост как продюсера: я искала партнёров, которые помогли бы в организации поездки. Это, конечно, в первую очередь всегда представители министерства или посольства нужной страны. Здесь нужно проявлять навыки дипломатии, чтобы всё удалось. Тем более, что и выйти на них не всегда просто. Мне в этом помогает не только находчивость, но иногда и везение. Например, однажды на туристической выставке в Москве я подошла к стенду Венесуэлы именно в ту минуту, когда с официальным визитом прибыл министр туризма Венесуэлы и посол Венесуэлы в РФ. Встретиться с ним лично и добиться пятиминутного диалога было моей личной победой и профессиональным долгом. В итоге за эти пять минут была согласована наша самая невероятная и впечатляющая командировка в эту страну. Для сравнения, письма с запросами о создании программы представители министерств и пресс-служб рассматривают по несколько месяцев.
— Сейчас за вашими плечами более тридцати выпусков о путешествиях по России и зарубежью. Можете выделить из них самый любимый?
— Самый любимый, пожалуй, Куба. Нам удалось побывать там дважды и снять сразу четыре выпуска. Разработка велась довольно легко, потому что кубинцы очень близки нам по духу и по менталитету. Принимающая сторона понимала наши задачи и потребности с полуслова.
Бывали и смешные случаи: например, для новогоднего выпуска я придумала эпизод, в котором наш ведущий угощает местных жителей салатом оливье. Мы всё проговорили заранее, но не учли, что половины нужных ингредиентов на Кубе просто нет. Представьте моё удивление, когда перед началом съёмки принесли полуфабрикат для картофеля фри — замороженную полуотваренную картошку и такую же замороженную и нарезанную соломкой морковь. Оказалось, что просто так эти продукты найти невозможно. Но оливье всё равно получился очень даже вкусным!
И в целом это была самая трогательная программа. После съёмки мы с командой от всей души отдали кубинцам то, что привезли с собой: новогодние шарики, украшения, красную икру, пачки макарон. А более благодарных и душевных людей, чем там, я не видела ни в какой другой стране.
— Программа «Поедем, Поедим!» получала множество наград: Дважды становилась победителем Всероссийского конкурса «СМИротворец», была лауреатом Международной премии «Золотое Перо» и награды National Geographic Awards. А недавно на всероссийском конкурсе «Лучшие социальные проекты России» жюри отметило лично Вас как продюсера. Это безусловное признание профессионализма, вас это вдохновляет?
— Каждая награда — доказательство, что мы делаем полезное дело, занимаемся тем, что вдохновляет людей. А учитывая количество наград, понимаем, что останавливаться не стоит. Тем более, что создание таких разноплановых выпусков про разные страны — это серьёзный вклад как в развитие туризма, так и в международные отношения в целом.
Конечно, в первую очередь программа «Поедем, поедим!» влияет на отношение россиян к родной стране. Благодаря нашим выпускам они узнают, как многогранна и удивительна наша Родина. Меняется отношение тех, кто раньше предпочитал отдыхать только заграницей, ведь мы показываем, какие культурные, исторические, архитектурные объекты хранит Россия, где можно жить в своих путешествиях и, само собой, что и где стоит дегустировать в том или ином регионе.
Но, разумеется, большой отклик получают всегда и выпуски про зарубежные страны. Яркий пример — выпуск про Венесуэлу. Когда я только начинала продюсировать это направление, все вокруг спрашивали, не боюсь ли я ехать туда, это же опасная страна? Но я была уверена, что все пройдёт безопасно и захватывающе. Так и произошло. Венесуэла — поразительная страна, страна контрастов. Конечно, там есть небезопасные районы, но если соблюдать правила страны, придерживаться созданного туроператорами маршрута и не бегать, размахивая веером из долларов и евро перед глазами местных жителей в тёмном переулке, то проблем быть не должно. В остальном, это прекрасный пляж, великолепная вода, природа и свой особый южноамериканский колорит. После зрители не раз писали, как серьёзно изменилось их мнение о стране после нашего эфира, что теперь они могут даже рассматривать её как локацию для отдыха.
Подобные отзывы очень сильно вдохновляют на дальнейшую работу. А чтобы не терять интерес со стороны зрителей, важной задачей как раз для продюсера является поиск правильных направлений и наполнение этих выпусков богатой, насыщенной программой. Каждый выпуск стоит придумывать, продумывать и снимать так, чтобы зрителю было вкусно, свежо, познавательно, чтобы захватывало через экран.
— И, судя по высоким рейтингам, вам это удаётся: еженедельно программу смотрит около полутора миллионов человек. Они видят красивые места, узнают об интересных блюдах и традициях, о которых без вас даже в личной поездке могли бы никогда не узнать. Кажется, что ваша работа — сплошное развлечение. Подозреваю, для вас это не совсем так, верно?
— Это правда. Друзья и родные считают, что моя работа — как постоянный отпуск. Это всегда очень забавно слышать: со стороны, конечно, всё выглядит так, словно мы приятно проводим время на море, в горах и ресторанах. На самом деле график подготовки, перелётов, съёмок невероятно сложный. На разработку каждого направления у продюсера есть всего пара недель. Сначала я готовлю разрешительные документы, пресс-визы, согласовываю поездку с Министерствами туризма и департаментами, потом идёт уже непосредственная подготовка продюсерской разработки: поиск локаций, героев, составление маршрута, логистики, тайминга. Бывает, что в работе находится сразу несколько стран! Затем — съёмки, которые начинаются с восхода, а заканчиваются на закате, у тебя нет ни одной свободной минуты, чтобы проверить почту — что уж говорить о том, чтобы покупаться в море или позагорать?
Но всё равно это работа мечты. Ты смотришь новые страны, познаёшь мир, знакомишься с сотнями новых людей, культур. Пробуешь то, что другие видят только в кино. Каждая командировка — это маленькая жизнь, отдельная захватывающая история.
— А учитывая несчётное количество уникальных культур и необычных направлений, существующих в нашем мире, можно только представить, как много интересных открытий и исследований вы ещё спродюсируете для программы “Поедем, поедим!”. Если вкратце, то в какие увлекательные телепутешествия планируете отправить зрителей в ближайшее время?
Сейчас я разрабатываю направления на следующее полугодие — Непал, Уганда, Вьетнам, Южная Корея, Саудовская Аравия, Малайзия. И уверена, что все эти страны тоже подарят мне и нашим зрителям потрясающие эмоции, которые останутся в памяти как что-то радостное, к чему хочется возвращаться.
Анна Попова