Писк моды 90-х: воспоминания о малиновом пиджаке

Никита Михалков в роли наркоторговца в фильме «Жмурки»
Никита Михалков в роли наркоторговца в фильме «Жмурки»
Малиновый пиджак - спутник "новых русских" и криминальных авторитетов 90-х годов.

Одним из главных символов 1990-х годов стали пиджаки красного или малинового цвета, которые предпочитали носить бандиты и «новые русские».

На самом деле, конечно, эта часть классического мужского костюма даже тогда была в основном черной, серой или синей, но процент попугайских цветов и впрямь был куда выше, чем сегодня.

Как же получилось, что самые серьезные и конкретные граждане нашей страны вляпались в столь комичный стиль?

История вопроса

Андрей Козлов, магистр клуба «Что? Где? Когда?» уверял, что малиновые пиджаки начали носить после того, как их стали надевать экстравагантные знатоки. Не очень понятно, почему бандиты решили подражать именно «элитарному клубу» (да и вообще стали интересоваться этой телепередачей), хотя, с другой стороны, деньги там крутились действительно существенные.

Некоторые полагают, что основоположником малиновой моды стал Сергей Мавроди – когда решил поздравить россиян с наступающим 1994 годом в соответствующем прикиде. Это тем более не похоже на истину, ибо на роль законодателя мод глава финансовой пирамиды МММ – даже в нетипичном для него причесанном виде – годится чуть менее чем никак.

На самом же деле во всем виноваты итальянцы. Когда СССР только-только распался и его экс-граждане (не все, далеко не все) начали легализовывать капиталы и разъезжать по миру, у них появился и интерес к одежде: мышиная советская мода уже не устраивала глотнувших воздух свободы братков.

Фото: Википедия
Фото: Википедия

И тут в 1992 году в Париже, на Неделе высокой моды, «Версаче» выкатывает совершенно нелепую коллекцию костюмов, где ярко-красные пиджаки сочетались (вернее, кричаще не сочетались) с серыми брюками. Часть образцов была немедленно раскуплена гостями из далекой восточной страны, и скоро российский рынок был завален как оригинальными красно-малиновыми прикидами, так и польскими и турецкими подделками.

Возможно, культ малиновых пиджаков поддержало еще и то обстоятельство, что само слово «малина» (1. Дом, квартира, жилище. 2. Притон, место сбора какой-л. компании. 3. Что-л. хорошее, вольготное, удобное. 4. Место, где много женщин) особенно грело воровскую душу.

Впрочем, не только «новые русские» носили такую одежду, но и вполне приличные чиновники. Первый президент Украины Леонид Кравчук рассказывает, как познакомился с будущим президентом России, который в те годы работал заместителем мэра Санкт-Петербурга: «Я на человека в малиновом пиджаке внимание обратил. "Кто это?" – Спросил. "Владимир Путин", – ответили мне. Очень красивый, ультрасовременный. Тогда все бизнесмены такое носили, все крутые…».

При этом гуляющая по Сети фотография, где Путин в малиновом пиджаке и тренировочных брюках Adidas стоит рядом с Собчаком – грубая подделка.

Кризис жанра

К 1996 году малиновые пиджаки уже вошли в анекдоты и стали восприниматься как нечто устаревшее, признак примитивности обладателя этого предмета одежды. Период первоначального накопления капитала прошел, «новые русские» окончательно разделились на неудачников – бандитов, сутенеров, мелких наркоторговцев – и хозяев жизни, крупных бизнесменов и чиновников. Множество первых переместились вместе со своими пиджаками на полтора-два метра под землю, вторые же познали гармонию, стали эстетами и одевались уже на зависть английским лордам.

Поэтому сейчас от тех времен остались только воспоминания… и те пиджаки, которым повезло пережить период своей популярности (а часто – и собственных хозяев). Крупнейшая коллекция малиновых пиджаков в России называется «Реальный прикид» и принадлежит Дмитрию Фунтикову. Это не музейные экспонаты, пиджаки продаются и покупаются, так что в приступе ностальгии вы можете приобрести или взять в аренду самый яркий атрибут 1990-х.

Выставленные на продажу пиджаки «Реального прикида». Скриншот сайта avito.ru
Выставленные на продажу пиджаки «Реального прикида». Скриншот сайта avito.ru

Второе рождение

Видимо, в память о тех бестолковых, опасных, но и романтичных временах руководство Роспотребнадзора в 2007 году приняло решение ввести у себя форму до боли знакомой расцветки. Теперь, когда сотрудник этого уважаемого ведомства приходит проверить, например, магазин, немедленно вспоминаются лихие наезды братков из девяностых на крышуемых ими коммерсантов.

Может быть, так и задумано?

Коллектив курского управления Роспотребнадзора, источник: 46.rospotrebnadzor.ru
Коллектив курского управления Роспотребнадзора, источник: 46.rospotrebnadzor.ru





«Лихие»: почему криминальный сериал от режиссера «Метода» может превзойти «Слово пацана»
Рязанова таксовала, Светличная мыла полы, а Добронравов подметал улицы: как известные актеры выживали в 90-е