Гоголевские «мертвецы» и загадки его собственной смерти
В этом году исполняется 175 лет с момента издания первого тома поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя и 165 лет со дня его смерти.
Ужасы родом из детства
Мать Гоголя – в девичестве Мария Ивановна Косяровская – родила Никошу в 18 лет. Замуж она вышла в 14, первые двое ее детей были мертворожденными. Девушка отличалась истовой религиозностью и одновременно была суеверна. Все это поневоле передалось и старшему сыну: мальчик рос богобоязненным и беспокойным. О таких говорят – с тонкой душевной организацией. Конечно, на него влияли рассказы матери о муках ада, ведьмах и чертях.
Известна история, изложенная Гоголем в одном из писем. В шестилетнем возрасте родители оставили его одного. Наступил вечер, нянечка куда-то отлучилась. Начали бить часы. Вдруг мальчик увидел черную кошку, она вся будто искрилась, светила зловещими зелеными глазами и шипела. Он так перепугался, что схватил кошку и утопил в пруду сада. После ему стало жалко «кису», и ребенок признался отцу в содеянном.
Говорят, что и сейчас у персонала восстановленного дома Гоголя на Полтавщине, в усадьбе Гоголей-Яновских, возникают проблемы в отношениях с кошками. Нередко музей атакуют мыши и крысы, а все коты, которых заводят сотрудники, таинственным образом исчезают.
Мертвые повсюду
Если углубиться в произведения Николая Васильевича, откроется множество моментов, в которых писатель как бы признается в своих «пунктиках» и страхах.
Часто можно встретить красочные описания еды и, конечно, чертей и прочей нечисти. По воспоминаниям очевидцев, во время маниакальных приступов Гоголь ел за четверых, чем провоцировал развитие булимии, а когда наступала депрессия – обходился без пищи неделями и молниеносно худел так, что по нему можно было изучать анатомию.
Ну, а частое присутствие фольклорных и библейских злодеев в произведениях автора – воплощение его страхов. Современники отмечали, что Гоголю были свойственны резкие перепады настроения, сегодня ему поставили бы диагноз «маниакально-депрессивный психоз».
Некоторые литературоведы считают, что Гоголь описал свою смерть в «Вие». Главный герой, отпевая усопшую, боится находиться в церкви один, так как помощи ждать неоткуда. В конце повести его убивают потусторонние силы. Сбываются самые главные страхи Хомы Брута (и автора) – погибнуть в одиночестве и попасть в ад. Та же тема неотвратимой, предрешенной смерти присутствует в рассказе «Страшная месть». Гоголь боялся смерти, боялся покойников, но в его произведениях их немало.
Название «Мертвые души» знакомо нам со школьной скамьи и не выглядит устрашающим. Но если вдуматься – становится жутковато. Герои поэмы живые, но все они, по сути, – бессмысленные, грешные, «ходячие мертвецы». Мы никогда уже не узнаем, как бы выглядела эта поэма, если бы Гоголь не сжег вторую часть и успел написать третью. Однако известно, что писатель задумывал создать нечто вроде дантовского путешествия по кругам ада, но на «русской почве».
Погребенный заживо?
В начале 1852 года умерла близкая знакомая Гоголя, жена одного друга и сестра другого – Екатерина Хомякова. Для писателя это был сильнейший удар. Он впал в депрессию, говорил о жутком страхе смерти, начал строго поститься, почти совсем отказавшись от еды.
Через несколько дней Николая Васильевича посетил доктор, отметил его пугающий болезненный вид и поставил диагноз «менингит». В те времена менингит лечили кровопусканием, горячими ваннами и обливаниями холодной водой.
Консилиум врачей предполагал воспаление кишечника, брюшной тиф или «религиозную манию». Гоголя пытались насильно кормить, но все было тщетно. 21 февраля (4 марта) 1852 года он скончался.
Друзья писателя не исполнили его последнюю волю, изложенную в письме: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».
Возможно, что так оно и было, но интересно, что такие страхи с XVIII века были в моде, особенно в Европе, где Гоголь провел много лет. К этому времени относится множество воспоминаний и публикаций научных дискуссий на эту тему. Было принято упоминать в завещании аналогичную просьбу – не хоронить, пока не начнется разложение. Не мудрено, что впечатлительный Николай Васильевич, послушав и почитав эти истории, обрел себе еще одну фобию.
Жизнь после смерти
В 1931 году кладбище Данилова монастыря, на котором был похоронен писатель, решили уничтожить, а могилы знаменитостей перенести на Новодевичье кладбище.
При вскрытии могилы Гоголя присутствовал писатель Лидин, который оставил об этом воспоминания – отсюда и пошли слухи о том, что Гоголь был погребен живым. Легенды всегда нравятся публике, а Лидин был фантазером, причем в течение своей жизни рассказывал эту историю по-разному…
По одной версии, в могиле не оказалось черепа, по другой – он был повернут в сторону, а обивка гроба исполосована, как будто ее царапали. Начнем с того, что за 30 лет гроб в московской земле истлевает, так что никаких царапин на обивке, как, впрочем, и самой обивки, быть уже не может. Кроме того, с годами почва проседает, кости смещаются, так что в повороте головы нет ничего необычного. Также не стоит забывать, что с Гоголя была снята посмертная маска, что, по сути, исключает вероятность того, что писателя похоронили заживо.
История о том, что голова вообще исчезла – легенда в стиле самого Гоголя. Рассказывали, что в 1909 году во время реставрации могилы голову якобы украли. Ходили слухи, что заполучить такую реликвию мечтал А.А. Бахрушин – коллекционер, в будущем первый директор московского театрального музея, который сейчас носит его имя, – для чего подкупил сторожей кладбища. Подобные городские легенды – не редкость, тем более, когда они касаются такой странной и талантливой личности как Гоголь. Хотите – верьте, хотите – нет.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов